Миллиардные убытки и девальвация гривни: к чему приводит коррупция в "Укрзализныце"

В отчете следственной комиссии, которая проверяла деятельность железнодорожной государственной компании, говорится о планомерном разрушении стратегического предприятия
Рассказываем, почему реформы УЗ пока что проваливаются
Рассказываем, почему реформы УЗ пока что проваливаются / Фото: Getty Images, УНИАН

На прошлой неделе депутаты проголосовали за то, чтобы принять отчет временной следственной комиссии (ВСК), которая изучала деятельность "Укрзализныци" с 2015 по 2020 годы.

"Сегодня" разбирались, что содержит в себе документ объемом почти в 200 страниц и какие нарушения в деятельности государственного монополиста обнаружили народные избранники.

Реклама

Перевозки сокращаются


Когда речь заходит о хозяйственной деятельности монополиста железнодорожных перевозок, то часто звучит: пассажирские перевозки приносят УЗ убытки, а вся прибыль формируется от грузоперевозок. Казалось бы, если это так, то эту категорию нужно развивать. Но происходит все с точностью до наоборот.

Как говорится в отчете ВСК, в последние годы грузооборот ежегодно сокращался в среднем на 2,5%. В 2020 году этот показатель сократился уже на 4,9%, а за первый квартал 2021 года – на 6,8%.

"Такое резкое падение основного показателя для АО "УЗ" является критическим, и при сохранении сложившейся ситуации компания не будет способна самостоятельно обеспечить не только устойчивое функционирование, но и воспроизводство основных средств производства, – говорится в отчете. – Уже сейчас наблюдается лишь частичное удовлетворение потребностей экономики в железнодорожных грузоперевозках".

Реклама

Показательно, что падает объем перевозок по железной дороге продукции таких традиционно экспортно ориентированных отраслей, как сельхозпроизводство и горнодобывающее производство (железная руда). Согласно данным Госстата, за прошлый год, несмотря на рекордный урожай, зерновых поездами перевезли меньше на 2,3%, а транспортировка железной и марганцевой руды снизилась на 4,3%.

Фактически таким образом УЗ тормозила перевозку продукции украинского экспорта, что в свою очередь задерживало поступление валюты в страну, вело к снижению ВВП и в итоге способствовало девальвации национальной валюты.

При этом автомобильные перевозки, наоборот, растут. В период с 2015 по 2019 год грузооборот автомобильного транспорта вырос на 42%. А за прошлый год общий объем автоперевозок вырос на 16,2%. Это приводит к тому, что растет нагрузка на автодороги, ухудшается экологическая ситуация из-за увеличения выброса CO2.

Реклама

Отказывается от услуг УЗ не только отечественный бизнес, но и иностранные партнеры.

"Транзитные перевозки сократились по сравнению с 2015 годом почти в два раза, - говорится в отчете ВСК. – Это происходит на фоне того, что объемы торговли Европы со странами Восточно-Азиатского региона стремительно увеличились. Фактически Украина потеряла свой транзитный потенциал".

Миллиардные убытки


Согласно отчету ВСК, в деятельности УЗ были намеренно заложены убытки, на которых кто-то неплохо заработал.

За последние пять лет из-за бездействия председателей правления и наблюдательного совета УЗ, бесконтрольности министров инфраструктуры, в том числе и ныне действующих, АО "Укрзализныця" недополучило более 17 млрд грн доходов, говорится в выводах отчета ВСК.

Эти средства были получены разного рода посредниками, была создана среда для массовой коррупции, которая процветает и сейчас.

"Мы выявили все признаки планомерного разрушения стратегического предприятия за последние шесть лет, - констатирует глава комиссии депутат Юлия Гришина. – Выводы отчета нашей ВСК один за другим подтверждают другие контролирующие органы".

По ее словам, по состоянию на 20 января в работе детективов Национального антикоррупционного бюро находилось 44 уголовных производства по УЗ, четыре уголовных производства, где досудебное расследование уже завершено и материалы представлены стороне защиты перед их направлением в суд.

Только за прошлый год детективы НАБУ открыли 22 новых уголовных производства по признакам коррупции в "Укрзализныце".

"Говорить о выходе компании из кризиса преждевременно, – говорит Юлия Гришина. – УЗ до сих пор сопровождают громкие коррупционные скандалы. В последние месяцы мы регулярно наблюдаем их в секторе пассажирских перевозок".

По ее мнению, железная дорога до сих пор является сдерживающим фактором развития всей экономики страны.

Кто тормозит реформы


О том, что для борьбы с коррупцией в УЗ нужно провести реформу, не один год говорят как политики, так и эксперты. Суть ее заключается в том, чтобы разделить предприятие на четыре отдельных юрлица: грузовые и пассажирские перевозки, производственная и инфраструктурная составляющие.

Идея реформы в том, что если каждое подразделение будет вести отдельную хозяйственную деятельность, то и покрывать убытки за счет перекрестного субсидирования станет сложнее.

Но, видимо, руководство УЗ и близких к ней политиков нынешнее положение дел устраивает. Депутаты говорят, что все реформы пока проваливаются.

"К сожалению, все реформы железнодорожного транспорта и выполнение нашего Соглашения об ассоциации с ЕС поставлены на паузу, – резюмирует Юлия Гришина. – Наша комиссия не только выявила многочисленные проблемы, но и подготовила объемный раздел рекомендаций по развитию УЗ. Есть дорожная карта для улучшения грузовых и пассажирских перевозок, для развития инфраструктуры. Отчет содержит все рекомендации по реализации реформ".

Напомним, что "Укрзализныцю" обвиняли в манипуляции с ценами на билеты при бронировании. Кроме того, эксперты критикуют назначение иностранцев в набсовете УЗ.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63202.74

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3108.32

Litecoin (LTC)

87.22

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять