На прошлой неделе депутаты проголосовали за то, чтобы принять отчет временной следственной комиссии (ВСК), которая изучала деятельность "Укрзализныци" с 2015 по 2020 годы.
"Сегодня" разбирались, что содержит в себе документ объемом почти в 200 страниц и какие нарушения в деятельности государственного монополиста обнаружили народные избранники.
Перевозки сокращаются
Когда речь заходит о хозяйственной деятельности монополиста железнодорожных перевозок, то часто звучит: пассажирские перевозки приносят УЗ убытки, а вся прибыль формируется от грузоперевозок. Казалось бы, если это так, то эту категорию нужно развивать. Но происходит все с точностью до наоборот.
Как говорится в отчете ВСК, в последние годы грузооборот ежегодно сокращался в среднем на 2,5%. В 2020 году этот показатель сократился уже на 4,9%, а за первый квартал 2021 года – на 6,8%.
"Такое резкое падение основного показателя для АО "УЗ" является критическим, и при сохранении сложившейся ситуации компания не будет способна самостоятельно обеспечить не только устойчивое функционирование, но и воспроизводство основных средств производства, – говорится в отчете. – Уже сейчас наблюдается лишь частичное удовлетворение потребностей экономики в железнодорожных грузоперевозках".
Показательно, что падает объем перевозок по железной дороге продукции таких традиционно экспортно ориентированных отраслей, как сельхозпроизводство и горнодобывающее производство (железная руда). Согласно данным Госстата, за прошлый год, несмотря на рекордный урожай, зерновых поездами перевезли меньше на 2,3%, а транспортировка железной и марганцевой руды снизилась на 4,3%.
Фактически таким образом УЗ тормозила перевозку продукции украинского экспорта, что в свою очередь задерживало поступление валюты в страну, вело к снижению ВВП и в итоге способствовало девальвации национальной валюты.
При этом автомобильные перевозки, наоборот, растут. В период с 2015 по 2019 год грузооборот автомобильного транспорта вырос на 42%. А за прошлый год общий объем автоперевозок вырос на 16,2%. Это приводит к тому, что растет нагрузка на автодороги, ухудшается экологическая ситуация из-за увеличения выброса CO2.
Отказывается от услуг УЗ не только отечественный бизнес, но и иностранные партнеры.
"Транзитные перевозки сократились по сравнению с 2015 годом почти в два раза, - говорится в отчете ВСК. – Это происходит на фоне того, что объемы торговли Европы со странами Восточно-Азиатского региона стремительно увеличились. Фактически Украина потеряла свой транзитный потенциал".
Миллиардные убытки
Согласно отчету ВСК, в деятельности УЗ были намеренно заложены убытки, на которых кто-то неплохо заработал.
За последние пять лет из-за бездействия председателей правления и наблюдательного совета УЗ, бесконтрольности министров инфраструктуры, в том числе и ныне действующих, АО "Укрзализныця" недополучило более 17 млрд грн доходов, говорится в выводах отчета ВСК.
Эти средства были получены разного рода посредниками, была создана среда для массовой коррупции, которая процветает и сейчас.
"Мы выявили все признаки планомерного разрушения стратегического предприятия за последние шесть лет, - констатирует глава комиссии депутат Юлия Гришина. – Выводы отчета нашей ВСК один за другим подтверждают другие контролирующие органы".
По ее словам, по состоянию на 20 января в работе детективов Национального антикоррупционного бюро находилось 44 уголовных производства по УЗ, четыре уголовных производства, где досудебное расследование уже завершено и материалы представлены стороне защиты перед их направлением в суд.
Только за прошлый год детективы НАБУ открыли 22 новых уголовных производства по признакам коррупции в "Укрзализныце".
"Говорить о выходе компании из кризиса преждевременно, – говорит Юлия Гришина. – УЗ до сих пор сопровождают громкие коррупционные скандалы. В последние месяцы мы регулярно наблюдаем их в секторе пассажирских перевозок".
По ее мнению, железная дорога до сих пор является сдерживающим фактором развития всей экономики страны.
Кто тормозит реформы
О том, что для борьбы с коррупцией в УЗ нужно провести реформу, не один год говорят как политики, так и эксперты. Суть ее заключается в том, чтобы разделить предприятие на четыре отдельных юрлица: грузовые и пассажирские перевозки, производственная и инфраструктурная составляющие.
Идея реформы в том, что если каждое подразделение будет вести отдельную хозяйственную деятельность, то и покрывать убытки за счет перекрестного субсидирования станет сложнее.
Но, видимо, руководство УЗ и близких к ней политиков нынешнее положение дел устраивает. Депутаты говорят, что все реформы пока проваливаются.
"К сожалению, все реформы железнодорожного транспорта и выполнение нашего Соглашения об ассоциации с ЕС поставлены на паузу, – резюмирует Юлия Гришина. – Наша комиссия не только выявила многочисленные проблемы, но и подготовила объемный раздел рекомендаций по развитию УЗ. Есть дорожная карта для улучшения грузовых и пассажирских перевозок, для развития инфраструктуры. Отчет содержит все рекомендации по реализации реформ".
Напомним, что "Укрзализныцю" обвиняли в манипуляции с ценами на билеты при бронировании. Кроме того, эксперты критикуют назначение иностранцев в набсовете УЗ.