Ночная оперетта ветра: как возят части ВЭС в Украине

Создают 3D-модели улиц и симуляции, а водители проскальзывают между домами

Каждый раз, когда мы видим по-настоящему большие технологические объекты — вроде космических ракет, огромных лайнеров и ветряных электростанций, в голове рождается одна и та же мысль: как же это все сюда попало? Не "как это все собрали", при наличии крупногабаритной техники собрать можно все что угодно, но сама доставка представляется чем-то невероятным. Корреспондент "Сегодня" прокатился в машине второго пилота при перевозке 65-метровых лопастей "ДТЭК Приморская ВЭС" и узнал, сколько человек нужно, чтобы довезти негабаритный груз, как протиснуться между двумя зданиями с зазором в спичечный коробок и как долго к этому готовятся.

Реклама

Год подготовки

На выезде из порта "Бердянск" — небольшая пробка. Полицейская машина перекрывает дорогу, пока на узкую двухполоску выруливает хищный современный тягач, который выглядит так, как будто в любую минуту готов превратиться в инопланетного робота-трансформера. За ним тянется прицеп "длиною в жизнь", на котором ребром колоссального Левиафана лежит белая 65-метровая лопасть ветротурбины.

Подготовка к этому действу заняла год. И стала вызовом для докеров и крановщиков порта "Бердянск": здесь специализировались на сыпучих грузах, угле и металле — не изящной детали, требующей особой деликатности. Персонал готовился в Одесском порту, куда как раз привезли подобный груз.

"Такой груз бердянский порт обрабатывает впервые, — говорит и. о. директора ГП "Бердянский морской торговый порт" Александр Трощенков. — И вообще в Украине только четыре порта обрабатывали подобные грузы. Чем он интересен? Это очень высокопрофессиональный груз, он негабаритный, многие части имеют практически предельный вес для работы с кранами, что требует мастерства докеров, крановщиков. Просто филигранное должно быть мастерство… Экспедиторы убедили General Electric, что Бердянск справится, что не подведет. И первые 4 парохода подтвердили, что мы действительно можем работать с этим грузом".

Да и трасса тоже не подходила для перевозки объектов длиною в размах крыльев современного "Боинга": еще полгода назад, к примеру, высокий тягач не проходил под висящими низко проводами. Чтобы добиться легкости, напоминающей компьютерную игру, перевозчикам пришлось серьезно поработать.

Реклама

"Сама перевозка — это процентов десять. Куда интереснее инженерные решения, которые надо принимать. Прежде чем приступить к работе, мы сканируем улицы, создаем 3D-модели и проводим симуляции", — объясняет директор Holleman Ukraine Михаил Плесовских.

Компания занимается негабаритными перевозками 20 лет, 10 из них работает и у нас. Для пилотов и инженеров — это тяжелая, но обыденная работа. Очень часто приходились по-настоящему протискивать верблюда в игольное ушко: в Старом Самборе, к примеру, везли секции башен ВЭС, пришлось "перенести несколько строений", но в результате в зазор между грузом и двумя домами едва входил спичечный коробок. Тут решает не только инженерное мастерство, но и ювелирная точность водителей.

"Перевозка негабаритов — это хорошо поставленная оперетта, — говорит Михаил, — в которой и водитель грузовика, и второй пилот, управляющий колесной тележкой прицепа, до миллиметра и секунды знают, когда нужно повернуть колесо, чтобы пройти в зазор".

Мегапрофи за работой

Три тягача выстраиваются в прямую линию. Сергей Блошенко, старший колонны и второй пилот замыкающего грузовика, проводит перекличку по рации, после чего кратким "Поехали!" дает старт. На Бердянск уже опустилась темнота, машины сияют габаритными огнями, как грузовики в известной рекламе. Движение, впрочем, достаточно оживленное. А пешеходы и вовсе останавливаются, хватаясь за телефоны.

"Саня, обгончик слева, это я", – шумит рация.

Это одна из машин сопровождения, такие идут за каждым тягачом. С обеих сторон колонну замыкают полицейские автомобили.

Реклама

У коробки передач — небольшой пульт со стрелочками.

"С его помощью мы можем помогать пилоту, подруливать тележкой. К примеру, трасса уходит влево, грузовик идет по движению, а мы заставим задние колеса повернуть вправо, чтобы пройти поворот", — делится Сергей, не отрывая глаз от прицепа.

Вот так, сзади, не слишком понятны масштабы: над дорогой висит острие японской катаны, но остальные десятки метров скрываются. Лишь на перекрестке, когда тягач перекрывает его по диагонали полностью, понимаешь, насколько длинная эта штуковина.

"Тяни, — командует Сергей в рацию, — и ровняй, без подрульки зашли. Так еще пару раз — и вообще без них обходиться будем, все с опытом приходит".

На лопастевоз можно посадить не каждого водителя. Можно возить тяжелые грузы, можно негабариты, но лопасти — это нечто иное. Они длинные — и очень хрупкие. Это нужно чувствовать.

"В Европе такие водители входят в специальные рейтинги, для обучения их возят на заводы, где производится оборудование для перевозки, они работают с инженерами, которые это создали. Прицепы разработаны специально для ветрогенераторов, трансформеры меняют размер в зависимости от длины груза".

Сейчас передний грузовик ведет Кристи — время от времени в эфир вторгается английская речь. Он — мегапрофи, тот самый, что проскользнул между домами в Самборе, ездит только на самых сложных грузах.

"OK, Christie, we have a new location today (Окей, Кристи, у нас сегодня новая локация. — Авт.)", — говорит Сергей.

И мы идем на обгон, чтобы встать во главе колонны. Вокруг — густая ночь, в воздухе пахнет йодом, а тягачи несутся со скоростью 60 километров в час, напоминая три стрелы.

Поворот на грунтовку, еще один — и остановка. Мы выходим, а тягачи вкатываются на место выгрузки. Вот здесь уже нужен пульт: Сергей управляет колесами прицепа, и машина мягко проходит поворот.

"Мы возили космические ракеты, заводы, мельницы, буровые вышки, трансформаторы, — вспоминает он. — Но ветростанции — все равно нечто особенное".

Выглядит и вправду так: прямо над колонной — Большая Медведица, с другой стороны — сияющее лунным светом море и сам земной спутник, со всех сторон — черные поля. На горизонте — две красные звезды огромных кранов, которые утром разгрузят лопасти.

Зеленая энергия

100-мегаваттная электростанция под Приморском заработает уже к концу этого года. В следующем году проект "ДТЭК Приморская ВЭС" пополнится еще одним парком, рядом с Ботиево, где уже работает 200-мегаваттная Ботиевская ветростанция.

"Строительство идет по графику, – рассказывает менеджер проекта "Приморская ВЭС" Николай Трефилов, — уже готовы все фундаменты под установку ветрогенераторов, на центральной распределительной подстанции "Приморской ВЭС" уже смонтировано все основное электротехническое оборудование и ведутся наладочные работы, в админкорпусе заканчиваются отделочные. Ведутся работы по устройству монтажных площадок, прокладываются кабельные высоковольтные линии и оптические линии связи, на площадку строительства активно транспортируются компоненты ветроагрегатов".

Всего здесь будет 26 ветроустановок производства компании General Electric, которые наполнят энергосистему страны зеленым электричеством.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64163.51

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3130.81

Litecoin (LTC)

87.24

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять