Монетизация льгот и субсидий в Украине: риски, возможности и зарубежный опыт

Сейчас в Украине больше 10 млн льготников

Недавно правительство решило полностью отменить бесплатный проезд для всех категорий льготников и уже с июня монетизировать проездные льготы. А осенью прошлого 2017 года в стране активно принялись выплачивать людям деньги за сэкономленные энергоресурсы. В Украине такой процесс монетизации часто подвергается критике, сайт "Сегодня" решил разобраться, чего же больше в монетизации – плохих или хороших сторон, с какими рисками придется столкнуться правительству и населению и нужно ли разработать другой подход.

Что правительство уже монетизировало в стране

Еще 14 марта Кабинет министров утвердил монетизацию льгот для всех видов городского, пригородного и междугороднего транспорта. Сейчас финансировать всех льготников будут местные бюджеты из расчета стоимости 30 поездок (около 200 грн) в городском коммунальном транспорте.

Реклама

Вице-премьер-министр Павел Розенко рассказал, что льготы будут предоставляться или в безналичной (как сейчас), или в наличной форме. Также решение о монетизации льгот будут принимать непосредственно сами органы местной власти.

"Несмотря на то что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов, Кабинет министров предоставил право именно местным органам (власти. – Ред.) решать вопрос "безналичная/монетизированная форма льгот", – отметил вице-премьер.

Затею массовой монетизации многие раскритиковали. Некоторые говорят о том, что это усложнит жизнь, а 30 поездок на месяц – это очень мало, к тому же ставят под сомнение и то, что деньги за поездки будут начисляться в срок и в полном размере. В правительстве отмечают, что деньги начислят автоматически и ежемесячно на пенсионные или другие карточки, либо же будут приносить вместе с пенсией или госпомощью по инвалидности.

Реклама

Суть монетизации льгот и субсидий заключается в том, что вместо бесплатных услу, люди получают от государства деньги, которыми смогут рассчитываться за полученные услуги. Напомним, что впервые украинцы получили деньги за экономию энергоресурсов осенью 2017 г. С начала 2018 г. процесс монетизации субсидий заработал в полном объеме. Как сообщил министр финансов Александр Данилюк, в Кабмине работают над монетизацией субсидий на уровне домохозяйств.

"Это важный шаг для искоренения коррупции в этой сфере и перехода на прозрачную систему... Монетизация субсидий на уровне домохозяйств окончательно сделает невозможными манипуляции и завышение показателей. Мы уже сейчас видим, куда идет каждая гривня. А до этого у нас не было такой информации. И многие теряют из-за этого, потому что сейчас это реальные деньги, которые можно отследить", –  пояснил министр.

Монетизация дает большую свободу потребителям

Подход к монетизации льгот и субсидий работает во многих странах Европы, а также в США, Австралии и Новой Зеландии. Так, например, в США  давно существует система льготной покупки товаров food stamp – государство дает малообеспеченным гражданам ежемесячные пособия на пластиковые карты, эти деньги можно тратить исключительно на продукты питания.

Реклама

В экспертной среде уверены, что система льгот и субсидий, какой она была раньше – это рудимент Советского Союза, поэтому нужны решительные шаги для реформирования застаревшего подхода к этому вопросу.

"Следует отметить, что монетизация льгот – это позитивное решение, и оно в большинстве стран привело к позитивным результатам. Главный смысл монетизации – это создать социально-электронную карточку, на которой можно посмотреть, куда направляются деньги, т.е. если они монетизируют льготы на транспорт, значит эти деньги должны направляться только на транспортные расходы.

Если смотреть на международный опыт, то проблема возникает в том, чтобы был финансовый ресурс под эту реформу, второе, должна быть проведена информационная политика, т.е. людям должны объясняться модели монетизации, потому что многим людям это непонятно. Главная цель монетизации, например, в транспорте, это повысить сервис, обслуживания, т.е. увеличить основные средства, закупить парки и т.д. Сейчас в Украине этого могут не достигнуть, потому что может не быть целевого расхода денег, и третье – хватит ли под это финансовых ресурсов", – рассказал в комментарии сайту "Сегодня" Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра "Украинский институт будущего".

Похожее мнение выразил и глава комитета экономистов Украины Андрей Новак, который отметил, что монетизация льгот и субсидий выгодна непосредственно для самих получателей, потому что у них появляются деньги, которыми они могут распоряжаться, как им угодно.

"Сам принцип монетизации льгот, он более удобный для получателей льгот, потому что когда человек получает деньги, у него есть выбор, тратить их на ту льготу, например на транспорт, или сэкономить лишние поездки и использовать сэкономленные деньги на другие, более важные потребности. Это с одной стороны, с другой стороны, все зависит от объема монетизации льгот, каким будет расчет; например, по тем же льготам на транспорт, сколько поездок будет на одного человека. Сам принцип правильный, но кроме принципа еще надо увидеть механизм, по каким именно формулам все это будет монетизироваться", – пояснил Новак.

В свою очередь, Ярослав Пилипчук приводит пример России, где попытались внедрить ту же монетизацию льгот, однако сразу начались протесты. Жители больших городов посчитали, что нарушается баланс интересов: у людей, которые живут в большом городе, отбирают безлимит поездок (а им нужно больше двигаться, быть мобильными), а людям, которые живут в сельской местности, это добавляет возможности передвигаться по городу.

"Если говорить о главном плюсе монетизации, это делается для того, чтобы обеспечить лучшую прибыль перевозчикам. Такими методами стимулируется муниципальный транспорт, а привлекательность маршруток будет снижаться. Возникает вопрос, смогут ли реализовать эту реформу правильно, будут ли деньги доходить без перебоев, также нужно наладить банковскую систему, и, третье, этот проект был бы очень эффективным, если бы у нас был внедрен электронный билет. Без него мы теряем 50% дивидендов от этой реформы, потому что мы не сможем просмотреть целевое использование средств, и в этом главный минус", – добавил Пилипчук.

Реформа монетизации может столкнуться с нехваткой денег в бюджетах

Для любой монетизации нужны деньги из бюджета. Что касается монетизации льгот на транспорт, то здесь правительство переложило всю ответственность на местные бюджеты, что повлекло за собой массу вопросов о том, смогут ли они справиться с новой статьей расходов.

"Для того, чтобы инструмент монетизации льгот перевести на местные органы власти, в их бюджеты надо перевести новые, дополнительные поступления. Потому что сейчас у них нет такой статьи расходов на монетизацию льгот, если она появляется – это новые, дополнительные расходы. Для новых расходов нужны дополнительные доходы. В таком случае местным бюджетам нужно направить больше налогов, иначе местные бюджеты просто не смогут выполнять монетизацию льгот и будут на себя навлекать критику и недовольство льготников", – уверен Новак.

Эксперты говорят, что система монетизации в стране далеко не совершенна, но и то, что было раньше, сложно назвать эффективным механизмом. Сейчас есть много недостатков и вопросов, которые так и не были решены, а люди волнуются, смогут ли они получать деньги вовремя и без перебоев.

"Если внедрять эту реформу, нужно смотреть, какие мы цели перед собой ставим. Если мы ставим цель – улучшить финансовое состояние транспортных компаний, то нужно смотреть на целевое использование эти денег, а если мы просто ставим за цель оптимизировать бюджет за счет снижения скидок пенсионерам, то это другой подход. Мне кажется, власть сейчас не особо думала о том, как обеспечить рентабельность перевозчикам, они просто сделали оптимизацию, и это грозит волнениями населения, потому что многие пенсионеры с этим не согласны", – говорит Пилипчук.

Один из главных пробелов – отсутствие нормального информирования, большинство людей попросту не знают, каким будет процесс монетизации и не обманут ли их. Для того чтобы уменьшить такие критические настроения, нужно было провести масштабную информационную кампанию и донести ответы на важные вопросы до всех льготников, уверены эксперты.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,28
53,60
50,61
27,60
55,96
53,96
53,96
25,98
56,99
55,99
56,68
28,29
57,06
55,38
55,01
27,22
57,90
55,90
53,90
28,04
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,63
51,13
26,55
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

63997.83

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3149.11

Litecoin (LTC)

88.24

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять