Свое дело: как заработать на производстве украинского прошутто

12 декабря 2018, 06:18

Татьяна Негода

Кризисные цены сделали из финансиста суперспециалиста по мясным деликатесам

Кризисный 2014 год для многих стал переломным. Юрий Сербин, ныне предприниматель, много лет работал на фондовом рынке, но тот период все в его жизни изменил.

"Так вышло, что месяца два не был в Украине. Покидал ее при долларе по 12, вернулся — а курс уже 30", — вспоминает он.

Реклама

Зашел в магазин, хотел прикупить прошутто или хамончика — и впал в ступор: цены, выросшие в 3—4 раза, шокировали.

"Решил — не буду покупать, сделаю сам!" — рубанул с плеча финансист.

Завялил на месяц свинину и говядину и вывесил на родном балконе. Получилось на удивление неплохо. Вдохновившись успехом, решили с партнером участвовать весной в фестивале уличной еды.

"Тогда там преобладали бургеры, и быть 50-й точкой с бутербродами не хотелось, — объясняет Юрий. — Выставили вяленое мясо — под разными добавками, намазками".

Два дня к раскладке стояла очередь. Свинина, говядина в кусках, утиное филе — все съели за милую душу. Лучшего толчка для открытия бизнеса и не придумать.

"Импорт стал уже сверхдорогим, и сразу после фестиваля к нам стали обращаться рестораны. Я забросил свой фондовый рынок, Сергей (партнер) еще полгода провел в маркетинге", — говорит Юрий.

А потом началась совершенно другая, деликатесная жизнь.

Стартовый капитал

Реклама

Первые деликатесы появились по рецептам из интернета. Интересовались итальянскими — тамошний климат больше похож на наш, чем испанский. А осенью 2015 года поехали с партнером на отдых с пользой в район Парма и посетили с десяток производств вяленого мяса. Посмотрели, сделали выводы. Через полгода ознакомительный тур повторили: побывали в лучших цехах, которые славятся своими прошутто на всю Италию. Не самый дешевый способ учиться, но без него теория слишком поверхностна, убежден Сербин. Зимой 2017-го он целенаправленно поехал в кулинарный институт Калабрии на курс обучения с практикой. Обошелся в 2000 евро. Но оно того стоило:

"Стажировка по-итальянски — это когда в начале курса получаешь тушу свиньи, а к концу выдаешь набор деликатесов из нее", — рассказывает про свои уроки Юрий.

Первые вложения сделал из своего кармана — были сбережения. На стартовую закладку ушло около 10 000 грн. Нужна была холодильная камера, сушитель, климат-контроль, да и помещение арендовали. Около года заработки шли в новое сырье, а участие в фестивалях приносило не доходы, а клиентуру. Когда пошли запросы от сетевиков — привлекли инвестора, и до сих пор работают в партнерстве с ним. Соцсетями не пренебрегали: через них знакомили людей с товаром и реализовали в розницу. Проблем со сбытом никаких: рестораны заинтересовались продуктом сразу.

Трудности не страшат

Юрий Сербин ни на что не жалуется. Повторяет, что проблемы — это просто рабочие моменты. Многие производители в Украине жалуются на нехватку стабильных поставщиков с приемлемым товаром. Маленькому цеху Юрия тоже не с неба сырье падает.

"У нас много определенных требований к мясу, даже к весу рубленых кусков. Покупаем недешево и возим издалека, — описывает один из "просто рабочих моментов" автор мясного проекта. — Чаще — из Винницкой, Полтавской, Львовской областей".

И так все задачи, практические и документальные, компаньоны постепенно решили.

"По-разному бывало. Приходится иногда понервничать, — признается он. — Растем, расширяемся, надо увеличивать финансирование. Но я к этому отношусь холодно-рационально. Каждый день возникает куча вопросов, и это не повод хвататься за голову и причитать".

Так же, шаг за шагом, вырастили свою команду.

"Учили под свои задачи. Технолога, заточенного под другие стандарты, не переучишь, — говорит Сербин. — У нас спецобразования нет. Просто любим экспериментировать, пробовать".

Как изменилась жизнь

Реклама

Как и у многих предпринимателей, график работы Юрия сменился с одобренного КЗоТ на режим 24/7. Круг общения, в котором он теперь постоянно варится, не узнать: пополнился клиентами, поставщиками, закупщиками. В его жизнь вошли постоянные выставки, поездки. А свойство жалеть себя исчезло напрочь.

"Жаловаться можно на что угодно, но это проблем не решит, — объясняет свой подход к делу бизнесмен. — Это нерациональная трата времени — лучше пустить его на поиск решения". Хотя успех виден невооруженным глазом, Юрий считает свой проект еще не реализовавшимся. Появилось желание перейти с арендной площади на свою, выйти со всеукраинского на заграничный рынок. "Уже год в этом направлении работаем. В Европе за местными производителями не протолкнешься, а вот на Ближний Восток — вполне", — делится мыслями он.

Советы бывалого

Расширяться надо постепенно, принимая решения поэтапно, убежден Юрий. Выкладываться сразу на производство с оборотом, условно говоря, в миллион тонн, не стоит.

"Старт зависит от амбиций и финансовых возможностей, у каждого свой путь, — говорит он. — Но надо попутно изучать свое дело, учитывать опыт других, не бояться экспериментировать".

На рынке все быстро меняется, и у производства должно быть время в резерве, чтобы адаптироваться к запросам потребителя.

"Очень важно иметь обратную связь с ним, особенно поначалу. Когда мы работали на фестивалях, каждый месяц получали бесценные отзывы напрямую от людей, — рассказывает специалист по украинскому прошутто. — И в результате у нас многое в работе менялось".

Кому нужен продукт, который не совершенствуется? Сербин признает: то, что готовили раньше и делают сегодня, — небо и земля. Каждая следующая партия учитывает опыт предыдущих: здоровая самокритика всегда на пользу.

История в цифрах

До того как заняться мясным бизнесом, Юрий около 10 лет проработал в финансовой сфере. Сменил род деятельности четыре года назад. Несмотря на то что в этом бизнесе торговая наценка высокая (40—45%), сверхдоходами Юрий похвастаться не может: расходы съедают немало, продукт сезонный, да и без развития в гастрономии никак. Партнеры начинали работу с трех видов продукции, теперь в ассортименте фирмы постоянных 8—12 видов.

"Одной только салями можем делать видов 20", — говорит он.

Реклама

Конечно, если целесообразно: на изготовление одних сортов может уходить месяц, а других — 18! Потому это и премиум-продукт, средняя стоимость килограмма которого — 700—900 грн.

Над всем этим богатством колдует команда из восьми человек.

"Начинали с первой закладки в 30 кг мяса, потом вышли на 200—300, затем 400—600. Сейчас в месяц отгружаем 1,5—2 тонны деликатесов", — гордится успехами Юрий.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять