Летчик-испытатель и автор "кобры" Пугачев рассказал об авиации в СССР

Мы встретились с Героем Советского Союза Виктором Пугачевым в Саках

Летчик-испытатель рассказал, как в 1989 году посадил самолет на первый советский авианесущий крейсер под Саками, как "дебют" торопили, чтобы выдать зарплаты военным, а ему грозили вычесть из получки $5 тыс. за разбитую видеокамеру

Судьба Героя Советского Союза Виктора Пугачева, как и всей российской авиации, которая 12 августа отпраздновала 100-летие, тесно связана с Крымом.

Реклама

"Островский сказал, а я дополнил, — смеется Виктор Георгиевич. — Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, с мая по ноябрь нужно жить в Крыму, а с ноября по май — где придется!".

С летчиком, отметившим на днях 64-летие, мы встретились в Новофедоровке (Сакский район), где находится военный полигон "НИТКА". Но это сейчас Пугачев здесь отдыхает, а в 1989 году он впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.
— Как готовились к ответственному моменту?
— Тренировки шли с 1983 года. Но то решение приняли неожиданно.
— Вы не знали о предстоящей посадке?
— Требовалась целая куча согласований, что заняло бы примерно неделю, дней десять подготовки. А Юрий Макаров (директор Черноморского судостроительного завода) наседал на Михаила Симонова (генеральный конструктор ОКБ "Сухой"): "Посадите самолет на палубу, мне надо скорее сдать корабль военным. Пока вы не напишете, что боевая часть сдана, Минобороны денег не перечислит". Тут же на корабле отыскали печатную машинку и составили эдакий меморандум: мол, мы, нижеподписавшиеся, не против посадки и отвечаем.

890

Реклама

Успех. Несмотря на неожиданный приказ, приземлился на отлично. Фото: из музея сакского авиагарнизона

Я в это время в воздухе, идет обычная работа. Вдруг слышу кодовое слово руководителя: "Работаем по полной!". Не сразу понял. Думаю, если сейчас запросят посадочный вес, значит, не ослышался — точно надо садиться. И в самом деле: "Сколько у тебя топлива?". "24 тонны!" — отвечаю. Они мне: "По полной". "По полной подтверждаю!" — и захожу на корабль. Пара минут — и я на палубе — здравия желаю! Но еще до официальной даты — 1 ноября — мы "катались" по палубе корабля, сделали девять касаний — садились, но не останавливались. И никто не обратил внимания. И только наш фотокорреспондент Павел Маслов поинтересовался: "А что это за следы черные?". Усек и сфотографировал. Мы ему сказали: "Ты молчи, а то начнут задавать глупые вопросы".
— Как отметили?
— Михаил Симонов (генеральный конструктор) думал так — первыми посадили, значит, надо первыми и взлететь. И говорит мне: "Давай собирайся". А народу на палубе. Все качают меня, кричат: "Ну чего ты спешишь, мы самолет сейчас поставим. Там ящик шампанского стоит в каюте капитана. Заночуем, а утром полетишь". Симонов согласился.
— А утром?
— Первый взлет стал прекращенным. Оказался разрушенным отбойный щит. Хорошо, что люди не пострадали.
— Тем не менее испытания преподносили массу сюрпризов?
— О, это история, о которой можно снимать художественные фильмы. Взять приемные троса. Они должны выдержать примерно сто посадок. Долго не получалось. Рвутся и все — то на 20-й раз, то на 90-й. Чтобы понять, что же происходит, решили установить японскую видеокамеру и потом в замедленном виде посмотреть, так как наша техника такой четкой раскадровки не давала. Николай Ларькин, зам главного конструктора по тормозным машинам, ставит этот аппарат ценой $5 тыс. на штатив возле выходного блока. Я говорю: "Трос порвется, снесет камеру!". Не поверили. Захожу на посадку. Зацепил. Потянул. И слышу: "Дзынь!". Трос полетел назад. Камера вдребезги. "Витя, ну что ты сделал! — расстроено кричит Ларькин. — Я тебе начет сделаю по три тысячи рублей за трос и пять тысяч долларов за камеру". Но главное — мы остались без материалов.
— С коллегами из Украины нашли общий язык?
— Надо отдать должное командованию военно-воздушных сил Украины за то, что сохранили уникальный комплекс. Ведь годы были настолько мутные, что можно было все это превратить в груду железа, порезать, продать и положить по $100 в карман, оставив и Украину, и Россию без уникального комплекса. Должна быть заинтересованность в совместном использовании полигона. К сожалению, порой "НИТКА" становится заложником в решении каких-то политических вопросов.
— Наверняка, с первым показом знаменитой "кобры" также связаны интересные истории.
— Был забавный случай. Перед демонстрацией надо получить сертификат, разрешение от дирекции салона (проводился в Париже. — Авт.). И для этого необходимо представить программу в полете. Я показал. И если к текстовой части, где прописан порядок выступления, претензий не было, то после приземления они спросили: "Что это было? Что стряслось с самолетом?". Мы им: "Все по плану. Читайте внимательно. Это заявленный элемент". Они удивились: "Да!? А можно еще раз показать?". Так я им еще три раза показывал. "Какой угол атаки? 90 градусов? Не может быть!". Наконец для перестраховки французы спрашивают: "Сколько раз вы такое делали?". Конструктор не моргнув глазом: "Тысячу!". Тут они сдались и разрешили выступать.
— За вами шпионили?
— Нас снимали открыто. Во время салонов представители различных фирм проводят внешнетраекторные измерения. Некоторые с нами делились. В том числе и с командного пункта. Директор салона по окончании выставки дал мне такую распечатку.
— Вы первым посадили самолет на палубу крейсера, показали "кобру", много лет были летчиком-испытателем. Откуда это стремление к первенству?
— Нестеров пошел на исследования возможностей самолета, сделав петлю. Арцеулов доказал, что можно выводить самолет из штопора. А воздушные тараны, которыми добивались победы над немецкими асами советские летчики? Вы это со счетов не сбрасывайте. Для русской души, непонятной никому, нет преград!

 

Реклама

Изобретатель "кобры"

Имя: Виктор Пугачев

Ро­дил­ся: 08.08.1948 в Таганроге

Советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, установил 13 мировых рекордов. Первым публично выполнил фигуру высшего пилотажа "кобра", которая впоследствии была названа его именем.

В 1966 году поступил в Ейское авиационное училище, где и остался работать летчиком-инструктором. В 1976 году поступает в школу летчиков-испытателей. В 1982 году Виктора Пугачева назначают ведущим летчиком по испытаниям самолета Су-27, на котором устанавливает целый ряд мировых рекордов.

В 1984 году в Николаеве был заложен первый советский авианесущий крейсер "Тбилиси". Секретную подготовку пилотов к приземлению на судне проводили в Сакском районе на полигоне "НИТКА" — специально для этого сооруженной "палубе", один в один похожей на взлетку крейсера. В 1989 году Пугачев впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.

В 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже Пугачев впервые продемонстрировал всему миру режим торможения с выходом на максимальный угол атаки ("кобра"). Практическая польза в бою — фигура позволяет резко снизить скорость и стряхнуть с хвоста самолет противника.

В 2001 году был избран в Московскую областную думу от партии "Единая Россия", но впоследствии отказался от мандата. Сегодня живет в городе Жуковском Московской области.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,49
27,58
56,01
53,54
52,01
24,98
57,98
56,60
53,60
26,11
58,29
56,79
55,09
27,29
58,50
56,50
51,40
26,73
61,88
59,41
55,49
27,66
61,99
59,99
55,99
27,97
61,99
59,99
55,99
27,98
62,99
61,99
57,49
27,98
-
53,05
50,05
25,45
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

71264.28

Dogecoin (DOGE)

0.16

Ethereum (ETH)

3677.03

Litecoin (LTC)

87.7

Ripple (XRP)

0.53

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять