Очередная рабочая неделя на Харьковском авиационном заводе началась с масштабного протеста. Около 400 сотрудников предприятия требовали погасить задолженность по зарплате. С августа прошлого года долги составляют уже 40 млн грн.
Митингующие собрались у центрального входа на завод и скандировали: "Зарплата!". "Последние деньги, которые мне платили — часть зарплаты за август. После этого завод не давал ни копейки, и за восемь месяцев мне задолжали около 11 тысяч гривен", — вздыхает один из энергетиков ХАЗа Андрей Сущенко.
По словам работников, сейчас на заводе трудится лишь треть всего штата, поскольку начиная с декабря предприятие работает в ограниченном режиме. Митингующие говорят: спрашивать за долги руководство предлагает с экс-директора, который покинул свой пост на прошлой неделе. Мол, именно он не выполнил условий контракта по части выплаты зарплат.
"Нам даже толком не говорят, когда мы сможем вернуться к работе и благодарят за терпение. Устроиться на другую работу тоже проблематично, ведь для этого мы должны забрать трудовые книжки отсюда, а тогда надеяться на возвращение денег вообще смысла нет", — рассказывает сотрудник цеха Александр.
Чтобы обратить на себя внимание, митингующие даже собирались перекрыть Сумскую. Впрочем, протест, который проходил под бдительным взором десятков правоохранителей, прошел мирно. Тем не менее работники уверяют: если не начнут получать свои деньги в ближайшее время, будут устраивать акции на площади Свободы и центральных улицах города.
Как-то повлиять на ситуацию с авиазаводом пытаются в облгосадминистрации. По словам замгубернатора Марка Беккера, часть задолженностей должны погасить за счет выплаты заводу НДС — 9,8 млн грн. "Мы проверили существование этой задолженности перед заводом и сделали все, чтобы она была погашена. Мы проконтролируем, чтобы основная часть этих денег пошла на зарплаты для рабочих, хотя окончательное решение будет принимать непосредственно руководство предприятия", — рассказал "Сегодня" Марк Беккер.
В то же время замгубернатора обратил внимание на то, что помимо собственных сотрудников у завода есть ряд других обязательств. К примеру, лишь бюджету предприятие задолжало около 50 млн грн. Поэтому решать проблемы авиазавода, по словам Беккера, нужно комплексно, с расчетом на будущее, и эта задача ложится, прежде всего, на плечи хозяина предприятия — Министерства экономического развития и торговли.
"Первая задача министерства — ускорить разработку целевой госпрограммы развития авиапромышленности и решить вопрос по госзаказу на линейку самолетов, которые выпускает ХАЗ. Еще на прошлой неделе мы выдвинули эти требования в письме", — поясняет Марк Беккер, утверждая, что без заказов решить проблемы завода не удастся.
В ХОГА говорят, что готовы инициировать встречу представителей министерства с работниками предприятия, чтобы те лично им задали все вопросы. Но когда именно состоится эта встреча, пока неясно.
Со своими вопросами по этой теме в Минэкономразвития обратилась и "Сегодня". В органе власти пообещали рассказать нам о своих планах по разрешению этой проблемы в ближайшее время.
ДОЛЖНЫ БОЛЬШЕ ВСЕХ
ХАЗ лидирует в области по сумме задолженности перед рабочими. Следом за ним в числе самых крупных должников — приборостроительный завод им. Шевченко, танковый завод им. Малышева и подшипниковый завод. Правда, как уверяют в ХОГА, эти заводы активно уменьшают свои долги перед сотрудниками.
Читайте также: