Харьковские промышленные гиганты утратили былую силу

Велосипедов сейчас делают за два месяца столько, сколько за одну смену в 80-е, а танков готовы собрать 49 за два года, хотя раньше выпускали 100 за месяц

Харьков до сих пор гордо носит звание промышленного гиганта, хотя за последние 20 лет первая столица Украины утратила былые мощности. Некоторые заводы давно умерли, какие-то мучаются в предсмертной агонии, отдельные, пережив клиническую смерть, начали подниматься.

Сегодня статистику о том, что в первой половине 1980-х с конвейеров харьковских заводов сходило 15% всех тракторов, выпущенных в СССР, 20% крупных электромашин, 60% дизелей для магистральных тепловозов, 33% паровых турбин, 100% турбин для атомных электростанций всего Советского Союза — вряд ли кто помнит.

Реклама

На виду — опустевшие цеха заводов и безработные рабочие. Харьков стремительно теряет десятки промгигантов, среди которых заводы "Серп и Молот" и "Кондиционер", который оборудовал вентиляцией все метрополитены страны и холодил воздух в Кремлевском Дворце съездов.

На многих экс-промгигантах за месяц выполняют ту работу, которую раньше делали всего за 1 смену. К примеру, раньше сотрудники завода Малышева могли собрать сотню танков всего за месяц — сейчас готовы сделать 49 машин за 2—2,5 года (заказ для Таиланда).

Харьковский велозавод, посадивший на два колеса весь СССР, выдавал по миллиону новеньких велосипедов в год, и этого не хватало. Теперь завод пытается заработать на аренде, велосипеды делают изредка.

Реклама

"Сейчас на заводе осталось около 500 людей. За несколько месяцев сделали 2000 велосипедов, теперь сидим без работы, а ведь еще лет 10 назад всего за смену с перекурами собирали 1500 двухколесных", — вспоминает сборщик Виталий.

На ХЭМЗе жалуются на отсутствие клиентов, которых потеряли с развалом Союза. "У нас нет диалога с Министерством промышленности, выиграть тендер на поставки весьма сложно, никто не заинтересован в развитии отрасли. Если раньше за месяц мы собирали 100 электродвигателей для шахт, то в этом году собрали всего 10, в основном, на Россию", — говорит главный инженер ГП ХЭМЗа Александр Гриневич.

Реклама

Чуть лучше обстоят дела у авиастроителей, для которых закончился период затяжного кризиса. За последние несколько лет ХАЗ спустил со стапелей крылатые машины для Ливии, Египта и Лаоса.

"На производственном училище снова начали обучать слесарей-сборщиков, надеемся, что молодые ребята, которые там учатся, пополнят наши ряды, ведь терять такое мощное предприятие нельзя", — говорит сотрудник авиазавода.

Промышленники признаются, что сейчас спрос на их продукцию упал в несколько раз.

"В Советском Союзе за пятилетку могли строить больше десятка атомных, тепловых, гидро- и пароэлектростанций, для которых необходимо было производить турбины, была колоссальная нагрузка, мы едва успевали. Но в отличие от многих предприятий, которые держатся на плаву, мы успешно работаем. На пять лет обеспечены заказами, поставляем турбины в Россию, Казахстан, Латинскую Америку, Индию и Китай", — рассказал почетный гендиректор ОАО "Турбоатом" Анатолий Бугаец.

Один из немногих, кто умудрился нарастить объемы, — "Подшипниковый завод", который в 1,5 раза увеличил мощность. "Мы разрушили монополию Европейской подшипниковой компании и являемся одним из крупнейших игроков на рынке", — говорит президент группы УПЭК, в состав которой входит завод, Анатолий Гиршфельд.

ВМЕСТО САМОЛЕТОВ — САНКИ И КРАВЧУЧКИ

С развалом СССР промышленным гигантам пришлось перепрофилироваться, подстраиваясь под новые требования рынка.

В 1990-е авиастроители выпускали знаменитые тачки-кравчучки, детские санки и коляски и даже газовые плиты. Из-за наплыва китайской аппаратуры, которая тут же хлынула в страну, 15 лет назад на заводе им. Шевченко закрыли линию по производству кассетных магнитофонов "Романтика".

Канули в лету и харьковские фотоаппараты "ФЭД", уступив место на полке дешевым "мыльницам". Завод им. Малышева пробовал перейти на бурошнековые комплексы для шахт, а Велозавод — оборудование для мыловаренных комбинатов.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,49
54,04
50,49
27,58
56,01
53,54
52,01
24,98
57,98
56,67
53,73
26,14
58,29
56,79
55,59
27,29
58,50
56,50
51,90
26,73
61,88
58,91
55,99
27,66
61,99
59,99
56,49
27,97
61,99
59,99
56,49
27,98
62,99
61,99
57,49
27,98
-
53,02
50,22
25,56
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

65594.11

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

2951.23

Litecoin (LTC)

82.09

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять