Эксперимент "Сегодня": как мы проверяли первый электронный билет на проезд

Е-билеты продаются строго по дням, а оплатить проезд за двоих весьма проблематично

Чуть более года тому назад, в мае 2017-го, вступил в силу закон о е-билете — едином проездном документе на все виды общественного транспорта. Напомним, е-билет — это пластиковая карта, которую можно пополнять на определенное количество поездок и по которой можно ездить в коммунальных автобусах, троллейбусах и трамваях и метро. Оплата проходит с помощью валидатора, установленного в салоне, — нужно лишь приложить к нему карту, и с нее спишутся деньги.

Когда закон был принят, многие представители местных властей проявили интерес к такой возможности и занялись ее внедрением, однако большинство проектов еще находятся на стадии проектирования и проведения тендеров. Но есть и первопроходцы — в Житомире единый билет уже работает более года, и местные власти весьма довольны результатами. "Сегодня" отправилась в "город единого билета" и испытала все прелести на себе.

Реклама

В поисках карты

"Единую" поездку решаем начать с центра города — улицы Киевской. Место оживленное даже ранним утром: деловито снуют горожане, бодро ездят троллейбусы, набитые пассажирами-единобилетчиками, однако стать обладателем заветного билета оказывается не так просто на первый взгляд. Ни терминала по продаже билетов, ни каких-либо объявлений на остановке мы не нашли. Решаем позвонить в диспетчерскую. На том конце провода после небольшой паузы нам посоветовали... зайти в любой троллейбус и задать этот вопрос кондуктору.

Делать нечего — заскакиваем в подъехавший троллейбус 15А и ищем в нем кондуктора. Первое, что бросается в глаза — новенький, с иголочки валидатор, важно закрепленный на видном месте в салоне старого потрепанного жизнью троллейбуса. Валидаторами здесь оборудован почти весь коммунальный транспорт, а это более 100 единиц. Они бывают двух типов: стационарные — в салонах и переносные — ими вооружены кондукторы. Пока что стационарных — по одному на салон, но в ближайшем будущем добавят еще по одному.

Протиснувшись к валидатору, пробуем с ходу оплатить проезд обычной банковской картой. Упс! — Ничего не произошло.

Реклама

1301634

Не получилось. Обычной картой оплатить проезд нам не удалось

Пришлось сдаться на милость кондуктора и оплатить проезд по старинке — наличными. "За двоих шесть гривен", — строго заявила нам владелица мобильного валидатора и тут же выбила на нем два талончика весьма допотопного вида с указанием даты, маршрута и времени поездки. Но тут на остановке зашел молодой парень, пробрался к валидатору и уже привычным жестом достал е-билет и моментально узаконил свое пребывание в салоне.

Реклама

"Удобная вещь. Пользуюсь уже несколько месяцев. Ездить приходится много, поэтому покупаю себе безлимит. За саму карту заплатил 20 гривен, а пополнил на 100 с чем-то гривен, точно уже не помню. По такому тарифу можно ездить хоть круглые сутки", — рассказал Максим.

Выспрашиваем, где же можно обзавестись заветной карточкой:

"С 27-го по 4-е число каждого месяца можно в любом киоске на остановках, а в другие дни — это уже проблема".

После первого знакомства с е-билетом решаем проехаться по всему маршруту. Но нас постигла неудача. За полчаса поездки, кроме Максима, больше никто не воспользовался стационарным валидатором — все подходили к кондуктору. Она, в свою очередь, юрко просачиваясь между сумками и пассажирами, ловко всех обилечивала. На наш вопрос о том, где купить е-билет, женщина грустно ответила:

"Наверное, в депо. Но вообще из-за этих билетов всех кондукторов будут увольнять. Везде автоматика будет, люди уже и не нужны будут. А у моей семьи кредиты, зарплаты в 5 тысяч гривен еле хватает свести концы с концами".

Выслушав жалобы кондукторши, выходим возле депо, решив все же выяснить, нет ли у них единых билетов. Но оказалось, и там нам не смогли помочь.

"У нас билетов нет, но если вам очень нужно, едьте на базар, на Лятошинского. Там есть ларек, где и в середине месяца можно купить билет".

Поехали!

Дежурная депо оказалась настолько доброжелательной, что не только проводила к нужному трамваю, но и зашла вместе с нами, после чего попросила кондуктора показать, где находится нужный нам киоск.

"Да, я знаю, где он находится. Возле бочки с квасом", — важно ответила кондуктор, после чего взяла с нас 6 гривен и за 10 минут довезла нас до "бочки с квасом", за которой мы наконец-то нашли киоск.

О чудо! В продаже есть билеты на любой вкус — безлимитные билеты на месяц и на квартал (140 и 420 грн). С учетом того, что мы обратились за билетом 19-го числа, то лучше купить на 10 поездок. Берем один е-билет — 20 гривен за саму пластиковую карту и 29 грн за 10 поездок. Кассир сразу же предупреждает — заплатить за проезд двух человек одной карточкой будет проблематично:

"От одного считывания до другого должно пройти несколько минут".

Чтобы вернуться в центр города, мне предстояло сначала проехать и в трамвае, и в троллейбусе. В трамвае валидатора на поручне не оказалось — он был только в руках кондуктора. Приложив карту, мы распечатали талончик и поехали — операция заняла секунды три, как в киевском метро, когда платишь картой. В этот раз в салоне встретилось несколько обладателей е-билета. Проехав несколько остановок, мы пересели в троллейбус, в котором был стационарный сканер, и попробовали заплатить за двоих. Правда, пришлось уговорить бдительного кондуктора позволить нам 10 минут проехать "зайцами", мол, в порядке эксперимента. Все прошло успешно — деньги списались, талончики выдались, а контролеры нам так и не попались.

1301638

Е-билет. С такой картой можно ездить в трамваях и троллейбусах

Немешаево: льготы по карте

Небольшой городок в Киевской области Немешаево стал одним из первых, кто ввел в обиход своеобразный прототип электронного билета. Им стала "Социальная карта немешаевца", которая обеспечила громаде 100% учета и 90% экономии средств на перевозки пассажиров льготных категорий. Для этого местные власти летом прошлого года оснастили все маршрутки считывающими устройствами, которые были закуплены за бюджетные средства. Вся кампания обошлась всего в 10 тыс. грн, а окупилась уже за первые три недели. Система работает таким образом: пассажир-льготник, заходя в маршрутку, прикладывает карту к сканеру. После этого информация о конкретном пассажире отправляется в центр обработки данных. По результатам месяца власти компенсируют перевозчику деньги строго за количество перевезенных льготников. Как показали первые результаты, максимальное количество перевезенных льготников за один день — 53 человека. При такой динамике за год сумма выплат перевозчикам — всего 27 560 грн, хотя раньше на эти цели выделялось 379 тыс. грн ежегодно.

Плюсы: зайцы и поездки в кредит

Житомирский градоначальник Сергей Сухомлин и его заместитель Дмитрий Ткачук говорят, что запуск е-билета был не из легких. По их словам, в прошлом году ситуация среди транспортников, да и среди населения была на грани бунта — народ с недоверием воспринял инициативу властей, но, к счастью, со временем градус понизился.

"Кондукторы-пенсионеры жаловались, что, мол, не смогут освоить ручные валидаторы. Но прошло всего три месяца, и они научились не только пользоваться ними, но и печатать на них "левые" билеты, чтобы забирать деньги себе! Не знаю, может, этому их научили продвинутые внуки, но нам пришлось устранять эти лазейки", — улыбаясь, говорит Сергей Сухомлин.

Говоря о плюсах проекта для городской казны, в мэрии отмечают, что новая система помогает им выяснить много нужных цифр. Например, разницу между фактическим числом пассажиров и количеством тех, кто заплатил за проезд в конкретном троллейбусе.

"Видя эти данные на экране планшета, который находится в здании мэрии, можно направлять наряд контролеров в тот троллейбус, где есть разница между числом пассажиров и числом тех, кто заплатил за проезд. То есть едут туда, где есть зайцы", — говорит Сергей Сухомлин.

По его словам, система работает с помощью специальных датчиков, установленных в транспорте и незаметных обычному пассажиру. Впрочем, даже не это самое главное в системе. По словам Ткачука, новшество позволяет отслеживать реальный пассажиропоток, чтобы на загруженные маршруты отправлять большее число транспорта, а с менее загруженных, наоборот, снимать в пользу пиковых.

"Благодаря этому можно составлять и графики, которые будут соответствовать требованиям пассажиропотока", — говорит Сергей Сухомлин.

При этом уточняет, что нынешний электронный билет — лишь первый шаг. Модель будущего, по словам Сухомлина, это когда по одному билету горожанин сможет проехать, допустим, с пересадкой на другой вид транспорта, к пункту назначения. И добавляет, что в перспективе у Житомира — создание двухчиповой банковской карты.

"То есть она будет работать и как банковский продукт, и как дополнительный городской сервис. На второй чип будут записаны и транспортные программы, и аптечные льготы. У нас уже подписаны все договоры. Планируется, что проект стартует в ближайшие дни", — уточняет Сухомлин.

По его словам, на банковских картах предусмотрена и такая опция, как одна поездка в кредит — деньги будут списываться после пополнения карты.

По словам городских властей, каждый стационарный валидатор стоит около 40 тыс. грн. Общая стоимость системы — 20—25 млн грн, деньги были взяты из городского бюджета.

"Но система уже почти окупила себя. Если подсчитать, что после установки второго валидатора мы сократим 200 кондукторов, то эта система полностью окупит себя в срок до года", — говорит Сухомлин, подтвердив намерение распрощаться с кондукторами.

При этом уточнил, что без работы они не останутся, потому как будут вакансии контролеров.

"У нас другая проблема в городе. Сложно найти работников. Кстати, некоторые из кондукторов пошли на курсы водителей троллейбусов на несколько большую зарплату".

Одновременно с внедрением е-билета власти города ввели и плавающую цену на проезд. С 4
и до 6 часов утра и после 23:00 до полуночи она составляет 6 грн, в иное время — 3 грн. Но ездить с карточкой даже в "дорогие" часы выгоднее — валидатор в любое время суток списывает 3 грн. А если пополнить карточку на 50 поездок, то одна "покатушка" обойдется и того дешевле — в 2 грн 50 коп. Все это дало свои плоды. Сергей Сухомлин, говорит, что ежедневная выручка выросла на 25%. Если до введения системы кондукторы сдавали около 87 тыс. грн в день, то после — до 100 тыс. грн.

1301650

Чек. После оплаты валидатор выдает бумажный чек

Киев: поедем в этом году

Власти столицы продолжают подготовку к запуску единого билета. Заработать полноценно новая система должна в этом году. Пассажирам для удобства обещают сразу несколько вариантов оплаты проезда: от одноразового билета до "Карточки киевлянина", которая будет работать как проездной.

Отметим, что первые 500 комплектов техники для е-билета, состоящие из бортовых компьютеров и валидаторов, "Киевпастранс" закупил еще в прошлом году. Но всего нужно 1500 валидаторов — от двух до пяти штук в одном салоне транспорта в зависимости от его размера. Вся "экипировка" обойдется в 400 млн грн.

В первую очередь валидаторами оборудуют электротранспорт: троллейбусы и трамваи, затем автобусы. А вот 300 остановок транспорта обзаведутся терминалами по продаже одноразовых билетов и электронных пластиковых карточек, а контролеров снабдят считывающими устройствами для проверки оплаченного проезда.

Оплатить проезд после запуска е-билета пассажиры смогут несколькими способами: одноразовым билетом с QR-кодом, через приложение в смартфоне (еще в разработке), электронным проездным (приобрести их можно будет в метро), банковской бесконтактной карточкой и "Карточкой киевлянина". Последним вариантом смогут воспользоваться не только пенсионеры и льготники, но и все горожане — владельцы "Карточки киевлянина". В мэрии обещают, что пополнить поездками "Карточку киевлянина" можно будет через терминалы на остановках и на станциях метро и через созданный портал в "Кабинете киевлянина". Кроме того, на первых порах помогать пассажирам обуздать валидаторы будут кондукторы.

А где еще: Винница почти готова, Львов — в процессе

Кроме Житомира, так или иначе пытаются внедрить единый билет и другие города Украины. Например, в Днепре с января 2018 года обкатывают пилотный вариант в трамвае 1-го маршрута. А вот в мэрии Чернигова буквально на днях утвердили правила пользования единым билетом и уже в следующем месяце приступят к его внедрению на троллейбусных маршрутах города. К концу года обещают запустить новшество и в Виннице.

"В мае мы провели тендер, а 27 июня на сессии горсовета будет утверждено внедрение оплаты проезда, виды и типы проездных документов. Уже в декабре может начаться тестирование системы. Будет запущен весь цикл — налаживание работы терминалов для пополнения счета, начнут работать точки по продаже карт, валидаторы в транспорте", — рассказала "Сегодня" руководитель КП "Винницакартсервис" Екатерина Бабина, отметив, что для людей с инвалидностью предусмотрена возможность онлайн отслеживать время прибытия на остановку низкопольного транспорта.

Деньги на эту инициативу, около 8 млн евро, выделяет ЕБРР. По словам Бабиной, во Львове система еще не запущена, но город работает над тем, чтобы ее внедрить. "Сейчас они в процессе разработки, привлекли консультантов, но тендер они еще не объявляли. Поэтому в этом году во Львове единого билета не будет", — говорит Бабина. И добавляет:

"Установка оборудования продолжается в Харькове. К ним пришел частный инвестор. Некоторые жители оказались недовольны (из-за сбоев оборудования), но, думаю, что до конца года транспортники отладят систему".

Как сообщала "Сегодня", после того как в декабре прошлого года в Харькове начали внедрять е-билет, вандалы повредили 25 терминалов для продажи проездных.

1530035904.1233

Харьков. Продолжает установку терминалов для продажи е-билетов

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,60
53,09
50,61
27,60
55,88
53,88
54,88
26,89
56,69
55,25
55,04
27,49
56,90
54,90
54,09
28,04
56,99
55,99
56,68
28,29
59,88
56,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
59,99
59,99
28,98
60,99
58,99
57,49
28,98
-
52,47
51,08
26,76
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64163.51

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3130.81

Litecoin (LTC)

87.24

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять