Украина космическая: почему ученые инертные, а бизнеса нет

Беда в том, что украинская наука не готова решать бизнес-задачи, считает профессор Днепровского нацуниверситета Александр Петренко

В советские времена Украина была одним из флагманов космической промышленности. Можно сказать, что именно здесь находился один из главных "мозговых центров" советской космонавтики. Первые искусственные спутники Земли были разработаны в конструкторском бюро "Южное" (г. Днепр), на мощностях Южного машиностроительного заводов эти спутники собирались. А всего на территории Украины насчитывалось около 600 различных предприятий и организаций, которые принимали участие в разработке новых технологий и создании ракетно-космической техники.

После того, как Украина обрела Независимость и согласилась на статус безъядерной державы, продолжение многих разработок оказалось бессмысленным. Наша страна продолжала участвовать в международных проектах, но выступать в качестве самостоятельного игрока уже не могла.

Реклама

Космическая наука и промышленность постепенно стали отступать на задний план. Финансирование сокращалось, количество научных разработок в данной сфере. На сегодня Государственной космическое агентство насчитывает всего 26 предприятий ракетно-космической отрасли. В госбюджете текущего года на отрасль предусмотрено порядка 2 млрд грн, или меньше 80 млн долларов. Для сравнения: это сумма, примерно равная той, которая тратится сегодня развитыми космическими державами на построение и запуск одного искусственного спутника по старым технологиям. А, к примеру, разработка первого украинского телекоммуникационного спутника "Лыбидь", который планировалось запустить на орбиту в 2018 году, оценивается в 300 млн долларов.

После начала российской агрессии даже те немногие международные проекты, которые велись, Украине пришлось прекратить. А КБ "Южное" пришлось заняться разработками для нужд Вооруженных Сил Украины.

Визит президента Украины Петра Порошенко в город Днепр весной этого года вызвал удивление у многих. Он также был связан с темой космоса, но глава государства посетил не флагманские предприятия, а малоизвестный R&D-центр ( от англ. Research & Development – исследования и разработки) частной аэрокосмической компании Firefly Aerospace.  

Реклама

Владельцем Firefly Aerospace является украинский бизнесмен из Запорожья Макс Поляков, который живет в США и который в 2017 году выкупил активы американской компании Firefly Space Systems, занимающейся разработкой малых и средних ракет-носителей для коммерческих запусков на орбиту. Новый владелец не стал менять направление деятельности компании. Наоборот, он решил создать ее дочерние компании и у себя на родине, в Украине, подключив к разработкам украинских ученых, которые еще продолжали заниматься космической тематикой. При непосредственном участии украинских программистов, инженеров, физиков созданы и готовятся к запуску в следующем году американские ракеты Firefly-α и Firefly-β, ведется ряд других проектов, так или иначе связанных с темой космоса.

О проблемах и перспективах украинской космической науки и о новых разработках мы попросили рассказать руководителя одного из проектов, профессора Днепровского национального университета и сотрудника Space Electric Thruster Systems (SETS) Александра Петренко. Под его руководством разрабатываются новые системы двигателей для ракет Firefly, и наверняка не только для них.

- Можно ли сказать, что в Украине возрождается космическая наука и промышленность? В частности, по вашему направлению?

Реклама

- В Украине раньше было много специалистов в области ракетных двигателей. Во времена СССР они в основном работали на Россию, а после 1991 года эта тематика осталась больше по университетам, государственное космическое агентство Украины особо не поддерживало это направление.

Несколько лет назад украинский предприниматель Максим Поляков организовал в Украине лабораторию, которая потом превратилась в проект SETS. Это лаборатория по созданию двигательных установок космического применения. Наши технологии позволяют спутнику поддерживать параметры орбиты, ориентации и стабилизации спутника, соблюдать и увеличивать высоту полета.

Для выполнения многих задач, особенно для задач дистанционного зондирования, желательно, чтобы спутники располагались как можно ближе к Земле. Таким образом разрешающая способность будет выше. Такие двигательные установки позволяют значительно расширить технологии дистанционного зондирования Земли, по сравнению с традиционными.

- То есть благодаря украинским двигателям спутники смогут…

- …Летать на более низких орбитах, маневрировать. Они также используются для создания группировки спутников. Метод дистанционного зондирования эффективен и начинают давать коммерческий эффект, если одновременно на одной орбите находятся не менее 7, а лучше 12 – 16 спутников, чтобы они могли лететь один за другим и покрывать съемкой соседние полосы.

Такие двигательные установки достаточно востребованы в мире. С ними летают ведущие мировые компании – Airbus, Ariane. В Китае несколько исследовательских институтов занимаются такими разработками.

Мы постарались собрать весь интеллектуальный ресурс, который еще остался в Украине и, пользуясь инвестициями, попытаться наверстать упущенные возможности, заполнить тот пробел, который образовывался с 90-х годов.

- Востребованы ли эти технологии в Украине?

- Пока не востребованы, так как у Украины нет спутников, и они пока, можно сказать, не разрабатываются. Потому что те 60 или 90 миллионов, которые выделяются космическому агентству, – это очень мало. 

От нас сейчас требуют выходить на мировой рынок. А туда очень трудно выйти без летной истории. Вон, у российской компании "Факел" полетные эксперименты велись с 70-80 года прошлого века. А мы только сейчас стали пытаться закрыть тот провал, который был у нас с 90-х годов. Недавно, например, мы участвовали в астронавтическом конгрессе в Бремене. Там проводили переговоры не менее чем с 20 компаниями – японскими, корейскими, казахскими, американскими. Побывали также в Казахстане, где есть завод по производству спутников. Мы предлагаем свои установки на их перспективные спутники.

- А можно ли говорить о том, что в перспективе ваши разработки пригодятся и украинским спутникам?

- Я в это не верю. И дело не только в том, что государство не выделяет деньги. В Украине бизнеса как такового нет. Например, на одной из конференций по прикладной математике выступал один ученый, кажется, член-корреспондент Академии наук. Рассказывал, что они много лет ведут разработки по введению жестовой информации в компьютер, разрабатывают алгоритмы распознавания изображений, формализации и т. п. Когда тот закончил выступление, Поляков вскакивает и говорит: "300 млн долларов! Вы своими разработками уничтожили всю джойстиковую промышленность Китая". 300 млн долларов – это ежегодный оборот этой промышленности.

- И что ответил ученый?

- А он сказал, что не поддерживает компьютерные игры, поэтому и дальше будет работать за деньги госбюджета…

Понимаете, у нас чрезвычайно инертные ученые. Я вот всю жизнь проработал в университете. 12 лет был деканом физтеха. А этим летом написал заявление, решил уйти с должности декана, чтобы не отвлекаться от реальной работы, поскольку появилась такая возможность.

Но когда я, объездив полмира, привожу в Украину какие-то задачи и предлагаю коллегам заняться ими, слышу ответ: "Мы этими вопросами не занимаемся". Многие привыкли жить по инерции, занимаясь тем, чем хочется, а не тем, что реально нужно. Ученых, которые готовы заняться решением задач, которые они до сих пор не решали, можно пересчитать по пальцам. Остальные не готовы к этому.

А я считаю, что частные инвесторы – это фантастическая возможность для Украины. Мы должны сейчас решать такие технологические задачи, до которых конкуренты за 2-3 года не додумаются. Только при таком условии мы сможем продвинуться вперед.

Напомним, недавно сайт "Сегодня" узнал, какими космическими разработками и исследованиями может гордиться независимая Украина.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,46
54,04
50,60
27,58
57,01
55,01
55,01
25,98
57,56
55,95
55,00
26,80
57,79
56,79
56,68
28,29
57,90
55,90
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,61
61,99
59,99
57,49
28,97
61,99
60,99
59,99
28,98
61,99
59,99
57,49
28,98
-
52,79
50,88
26,27
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

57379.15

Dogecoin (DOGE)

0.13

Ethereum (ETH)

2937.99

Litecoin (LTC)

79.09

Ripple (XRP)

0.51

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять