Местная власть научилась искать деньги и умело обходить правила: как работает децентрализация в Европе

У местных общин останется больше финансовых ресурсов, но вопрос в том, смогут ли власти правильно распорядиться средствами

О децентрализации на уровне страны говорят очень много, но все же хотелось бы, чтобы государство не только предоставило полномочия местной власти, но и подкрепило их финансовыми ресурсами.

Уже 20 лет назад практически все политические силы говорили, что во избежание будущих проблем надо "делегировать" большую часть прав и полномочий из центра на места. Причем не обязательно – только областям, но обязательно – местным советам. С очень важным условием – не на бумаге, а на деле. А если уточнить, то, прежде всего, с полномочиями надо было передавать и соответствующее финансирование.

Реклама

Это как раз то, чего всегда избегал Киев, который по понятным причинам, не желал терять контроль над регионами, а особенно - финансовыми потоками. Стране понадобились большие потрясения, чтобы об этой реформе стали всерьез говорить. На данный момент тема децентрализации в Украине  политизирована, хотя по своей сути является лишь экономической и правовой.

СВЕРХУ ВНИЗ

Каждая новая власть в Украине пыталась поменять или меняла Основной закон. Премьер-министр Арсений Яценюк назвал изменения в Конституцию Украины по части децентрализации "эпохальным решением". "Кто бы их как бы ни пытался политизировать, но это, действительно, эпохальное решение о передаче полномочий из центра на места", – подчеркнул премьер.

Реклама

В чем суть реформы? Если отойти от политического контекста, планируется укрупнить нижнее звено системы местного самоуправления, параллельно наделив соответствующие органы власти реальными административными и финансовыми полномочиями. Базовой административно-территориальной единицей станет община, которая по размерам будет напоминать районы, существовавшие до хрущёвской реформы 1962-1964 гг. В историю уйдут сельские органы самоуправления, а также государственные администрации на региональном уровне. Вместо последних будут созданы префектуры, где задачей префекта будет координировать работу вертикально организованных государственных ведомств на данной территории. А также следить за законностью деятельности местного самоуправления, решающего все основные вопросы местного масштаба.

Во Франции, например, префект имеет право обжаловать в суде решения местных органов власти и в исключительных случаях даже приостановить заседания местного совета на срок до одного месяца.

В то же время, в украинской модели децентрализации именно полномочия префекта становятся одним из главных камней преткновения, поскольку противники такого варианта распределения власти усматривают возможность получения профессиональными бюрократами сильного и масштабного поля деятельности. А это может поставить под вопрос самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений, а также откроет возможность президенту узурпировать власть на местах.

Реклама

ЖИТЬ ПО СРЕДСТВАМ

Децентрализация хороша уже тем, что позволяет каждой местной общине выбрать свой, наиболее оптимальный, вариант управления местным хозяйством и финансами. Каждая громада получает ресурсы – налоги и сборы, которые остаются в местных бюджетах, а не перечисляются в центр – которые сможет тратить по своему усмотрению. Граждане сами выберут, что для них в приоритете. Однако и ответственности больше: смогут ли местные власти правильно распорядиться свалившимися на них деньгами?

Аналитики информационной кампании Stronger Together отмечают, что финансирование местного самоуправления стало важным камнем преткновения при реформировании этой сферы у наших европейских соседей.

Например, в Венгрии государство обеспечивает около 50% доходной части местных бюджетов, а их собственные доходы не превышают одной трети. Местные власти утверждают, что объем собственных доходов для них недостаточен, а центр жадничает.

Местных налогов у венгров четыре. Главный – налог с оборота, который платят размещенные на территории общины предприятия. В среднем он дает 16% совокупного дохода общин, но там, где работают крупные предприятия, этот налог может обеспечивать 30-40% нужд местной казны. Коммунальный налог взимают 60% венгерских общин. Платят его все местные жители. Это популярный, но малозначительный налог: он обеспечивает лишь 2% совокупного дохода местных бюджетов. Налог на недвижимость – один из классических источников доходов местных общин не только в Венгрии, но и в других странах. Базой налогообложения служат, как правило, размер недвижимости и ее географическое расположение. Наконец, туристический сбор работает там, где есть смысл его собирать.

Таким образом в Венгрии сложилась ситуация, при которой богатые общины не испытывают проблем с доходами, собирая достаточно местных налогов или привлекая бизнес по программам государственно-частного партнерства. Они в необходимом объеме финансируют работы, в частности связанные с поддержанием канализации и водопровода в рабочем состоянии. Общины, которым не так повезло, вынуждены ждать денег из центра, которых всегда слишком мало.

Покрыть разрыв пытаются при помощи привлечения заемных средств. Однако государственные дотации нельзя тратить на выплату долгов, текущие расходы нельзя финансировать за счет инвестиционных доходов. Но местные чиновники умело обходят эти правила: при должной смекалке венгерский горсовет может доказать кредиторам, что находится в прекрасной финансовой форме и вполне может взять новый заем. И одновременно доказать центральному правительству, что ему крайне требуется чрезвычайная (форс-мажорная) финансовая помощь от государства.

ПО СТОПАМ ПОЛЬШИ

Украинская концепция реформы децентрализации по форме очень схожа с польской. Базовой единицей там является гмина - город, городок или несколько сел, аналогом нашего района является повят. Крупные города вроде Варшавы приравниваются в правах с повятом, и отдельные районы в таких городах являются отдельными гминами. Повяты объединены в воеводства.

Большинство средств, собранных на территории гмины в виде местных налогов (налог на недвижимость, земельный и экологический сборы), там и остаются. Государство мало берет, но и дает совсем немного: принцип "не отдавать, а получать" здесь не работает. Самостоятельность гмины выходит очень большой: 20% бюджета – это собственные доходы, 30% – поступления от налога на доходы физлиц. 35% – дотации (без указания целевого назначения) и 15% – субвенции (на конкретное задание, за которое нужно отчитаться).

Но это не значит, что общины целиком содержат себя сами: очень важным фактором являются субвенции из бюджета ЕС. Скажем, в 2014 г. в бюджете Варшавы было запланировано 13 млрд. злотых дохода; из этой суммы 2 млрд. злотых – субвенции от ЕС. За деньги от еврофондов все административные единицы создают транспортную и социальную инфраструктуру в стране. 

На сегодняшний день Украина также может надеяться на "подарок" от ЕС на реализацию проектов по децентрализации. По словам комиссара ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнеса Хана, "Европейский союз готов предоставить Украине 90 млн. евро, которые нужно направить на проекты децентрализации".

В Украине о бюджетной децентрализации говорят активно, и некоторые изменения в этой сфере уже даже вступили в силу. Так, днепропетровские чиновники недавно отчитались, что благодаря финансовой децентрализации областной бюджет получил на 30% больше в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, акцизный сбор на товары розничной торговли принес 300 млн. грн., налог на прибыль – 518 млн. А во втором полугодии ожидают солидных поступлений от налогообложения транспортных средств. В распоряжении местных властей оказались также средства, полученные за административные услуги, и госпошлина – всё это ранее отчислялось в госбюджет. Таким образом, пока что подтверждается европейский опыт: децентрализация идет на благо богатым регионам и общинам. Улучшится ли благосостояние бедных районов – можно будет заключить по итогам этого года.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
54,46
54,04
50,60
27,58
56,01
54,01
54,01
25,98
57,19
55,35
54,99
27,01
57,79
56,79
56,68
28,29
57,90
55,90
53,90
28,04
60,88
57,91
56,99
28,79
60,99
58,99
57,49
28,97
60,99
58,99
57,49
28,98
61,99
60,99
59,99
28,98
-
52,65
50,83
26,33
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62603.3

Dogecoin (DOGE)

0.14

Ethereum (ETH)

3170.49

Litecoin (LTC)

83

Ripple (XRP)

0.52

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять