Вопрос о том, вводить или не вводить так называемый "налог на богатство" давно перестал быть дискуссионным. Представители, пожалуй, всех политических сил единодушны в том, что вводить налог на роскошь нужно. Реализация такой инициативы увеличит объемы поступлений в бюджет, будет способствовать установлению социальной справедливости, и даже, в какой-то мере, должна снизить напряженность в обществе в условиях углубляющегося раскола между доходами различных групп населения.
Однако все инициаторы законопроектов, в том числе и представители правительства, имеют свое видение того, что собой должен представлять "налог на богатство".
Мнение: Налог на богатых сократит дефицит бюджета. Теоретически
Верховной Радой Украины начиная с 2008 года зарегистрировано немало различных проектов законов по данному вопросу. Только к маю 2012 года зарегистрировано как минимум три проекта закона: от 26.01.2012 "О внесении изменений в НК Украины (об установлении новых ставок налога с доходов физических лиц и налогообложения отдельных транспортных средств, которые могут быть отнесенными к предметам роскоши) инициаторы – БЮТ; от 15.03.2012 – "О внесении изменений в НК Украины (о внедрении прогрессивной системы налогообложения и налога на роскошь") инициаторы – представители компартии Украины, 13.04.2012 – "О внесении изменений в НК Украины (о местных налогах и сборах), снова БЮТ. Законопроект, инициатором которого называют Юрия Колобова, главу Минфина Украины, ВРУ пока не зарегистрирован, но его проект уже активно обсуждается. Как видим, все представители политических сил в преддверии выборов в парламент готовы привлечь электорат популярными законодательными инициативами.
К сожалению, ни один из представленых законопроектов нельзя назвать в полной мере соответствующим его назначению.
Опрос: Богатые должны платить больше
Большинство законопроектов предусматривает взимание налога с владельцев так называемых "предметов роскоши" или "предметов статуса". К ним отнесены владельцы самолетов, вертолетов и судов, автомобилей с объемом двигателя превышающим (по разным законопроектам) 3л., объектов недвижимости: квартиры жилой площадью более 120 кв. м или дома площадью более 250 кв. м, а в законопроекте КПУ – квартиры площадью 250 кв.м. и дома, площадью более 450 кв.м. Также планируется введение прогрессивной системы налогообложения доходов, в зависимости от их размера.
Но как один, все авторы законопроектов "забыли" упомянуть, что предметами роскоши являются также и драгоценности, дорогие статусные часы, антиквариат, мобильные телефоны, шубы и другие предметы. Между тем, стоимость таких объектов может превышать стоимость как автомобиля, так и даже квартиры.
Кроме того, следует учесть, что действующая в нашей стране система декларирования доходов (а не расходов, как в большинстве развитых стран), позволяет оставлять "в тени" бОльшую часть доходов состоятельных людей. Также многие из них имеют возможность оформлять право собственности на объекты недвижимости на юридических лиц, в т.ч. и нерезидентов, впоследствии, например, арендуя у них эти объекты. Все это, по сути, делает более уязвимым перед новым налогом не по настоящему богатых людей, а небольшую прослойку среднего класса, которые только стали собственниками, например, первой в их жизни квартиры и автомобиля..
В то же время, не исключено, что публичные состоятельные люди будут без особых трудностей и с охотой такой налог уплачивать, возможно, даже проводя небольшие пиар-компании с освещением обложенных налогом объектов и уплаченных сумм. Но это вряд ли позволит системе работать и по-настоящему обеспечивать пополнение бюджета.
Налог на богатых рассмотрят в понедельник. Нужен ли он Украине?
И конечно же, не нужно забывать, что в целом практика введения такого налога является прогрессивной сама по себе. Большинство развитых стран давно использует возможность взимать дополнительные средства с действительно богатых людей, и несомненно Украина нуждается в том, чтобы наша фискальная система была приближена к мировым стандартам.
Но к сожалению, обилие законопроектов, обсуждение их сильных и слабых сторон, мало что изменит в обществе без наличия воли у парламентского большинства и принятия хотя бы одного из них.
Елена Волянская, старший юрист LCF LAW GROUP