В Украине могут изменить правила лизинга

24 марта 2017, 08:14

Компании просят навести порядок в отрасли

Украинский рынок наводнили лизинговые компании-мошенники, которые собирают с клиентов авансы, но в итоге не предоставляют в пользование автомобили или сельхозтехнику, пишет UBR.

Реклама

Псевдолизинговые компании договариваются с клиентом о первоначальном платеже, который порой может доходить до 50% от стоимости техники, но после подписания договора оказывается, что деньги были уплачены за предоставление консультации, это административные взносы, комиссии и пр. В итоге человек остается и без денег, и без техники.

Ситуация усложняется еще и тем, что даже в суде очень сложно доказать факт обмана, так как клиент подписывает договор добровольно. При этом, даже если человек предварительно ознакомился с документом, мошенники нередко просто подменяют его перед внесением денег. А расторгнуть договор зачастую нельзя, поскольку в таком случае о возмещении убытков можно забыть.

И, как рассказала директор Ассоциации лизингодателей Украины Марина Масич, таких недобросовестных компаний становится все больше, а управу на них найти сложно.

"Украинцы перестают доверять лизинговым компаниям. Нужно создать отдельную профильную организацию, которая будет выявлять мошенников и бороться с фирмами, которые на самом деле не предоставляют лизинговые услуги", — отметила Масич.

Реклама

Впрочем, как отметил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов, хоть проблемы законодательного обеспечения лизинга по-прежнему существуют, количество жалоб на качество услуг за последний год уменьшилось вдвое, до 74. Также сократилось и общее количество компаний — их осталось чуть более 200, что на 78 меньше, чем в 2015 году.

Вместе с тем, их активность увеличилась. Так, общий объем лизингового рынка в прошлом году вырос на 13%, до 22,6 млрд грн. "В целом, активы компаний выросли вдвое и достигли довоенного времени. По автомобилям, к примеру, прирост составил более 70%. Автолизинг по-прежнему остается основой нашего портфеля", — рассказала Масич.

Авто за "спасибо"

Впрочем, не только рядовые украинцы страдают от мошеннических лизинговых фирм. Бывают и обратные случаи. К примеру, участники рынка обеспокоены недавним судебным решением, согласно которому клиенту позволили вернуть технику, которую он в свое время взял в лизинг, а саму фирму, в свою очередь, обязали вернуть человеку уплаченные ранее деньги.

В тренде
Казино в Украине ждут налоговые послабления, а лицензии могут подешеветь втрое

Компании напугал этот прецедент. Если такие судебные решение станут массовыми, то рынок просто рухнет, уверены они. "Суды таким решением фактически благословили бесплатное пользование лизинговой техникой", — добавила Масич.

Вопрос законодательного урегулирования в отрасли стоит очень остро. Лизинговая ассоциация уже подготовила ряд инициатив, чтобы решить эту проблему. Прежде всего, хотят урегулировать вопрос с НДС, который взымается при изъятии техники и, по сути, на участников рынка ложится дополнительный налог в размере 20%.

Реклама

Ассоциация уже представила на рассмотрение Кабмина законопроект на эту тему, который был одобрен ЕБРР. 

Профильная ассоциация совместно с парламентским комитетом и регулятором рынка выступили также с предложением принять новый закон "О финансовом лизинге", который, по их мнению, подготовил бы почву для прихода новых игроков, повысил конкуренцию в отрасли и снизил стоимость предоставления услуг. По словам Масич, законопроект уже находится в Верховной Раде и вскоре будет зарегистрирован.

Неподъемные цены

Украинцы недовольны не только беспорядком на лизинговом рынке, но и дороговизной таких услуг.

К и без того немалым переплатам за технику добавился еще один нюанс. С прошлого года в Украину запретили ввозить авто ниже экологического стандарта Евро-5. Фактически машины Евро-3 и Евро-4 исчезли с лизингового рынка, констатируют эксперты. И если обычные водители еще как-то могут мириться с этим фактом, то перевозчики откровенно страдают.

"У перевозчиков автопарки изнашиваются, но транспорт Евро-5 очень дорогой и многим не по карману. Раньше они брали в лизинг машины класса Евро-3. Понятно, что техника Евро-5 лучше по качеству, а ее ресурс намного больше, но деньги на нее есть не у всех", — отметил гендиректор компании "ЭСКА Капитал" Антон Дядюра.

Реклама

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...
Хочешь быть в курсе последних событий?
Подпишись на уведомления. Показываем только срочные и важные новости.
Хочу быть в курсе
Я еще подумаю
Пожалуйста, снимите блокировку сообщений в браузере!

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять