Авто на бензине и дизеле доживают последние годы: что запретят

Украинцев хотят пересадить на электротранспорт
В Украине хотят запретить автомобили на бензине и дизтопливе. Коллаж "Сегодня"
В Украине хотят запретить автомобили на бензине и дизтопливе. Коллаж "Сегодня"

В Украине в скором времени могут исчезнуть из продажи автомобили на бензине и дизеле. Соответствующий проект закона готовит Министерство инфраструктуры. После общественного обсуждения он должен быть подан в Верховную Раду.

Сайт "Сегодня" рассказывает, какие изменения предусматривает законопроект, как изменится рынок и что прогнозируют эксперты.

Реклама

Какие транспортные средства будут запрещены

Новый законопроект предлагает запретить ввозить на территорию страны и вообще регистрировать в Украине такие моторные транспортные средства:

  • легковые автомобили, включая фургоны и гоночные машины;
  • автомобили для перевозки 10 и больше людей (микроавтобусы, автобусы);
  • "автодома", трейлеры для путешествий и другие транспортные средства, оборудованные для временного проживания людей;
  • транспортные средства для перевозки грузов;
  • моторные транспортные средства специального назначения, в том числе автокраны, пожарные автомобили, бетономешалки, поливочные машины, тягачи к полуприцепам и др.

Запрет не будет распространяться на автомобили Вооруженных Сил и других воинских формирований, на фермерскую технику и раритетные автомобили (до 1980 года выпуска). Также не откажут в регистрации, если автомобиль достался по наследству.

Одновременно планируется всячески стимулировать развитие электротранспорта и соответствующей инфраструктуры – правда, другими законопроектами, о чем говорится в пояснительной записке.

Реклама

Осталось пять лет…

Согласно законопроекту, запрет на ввоз авто должен вступить в силу не сразу, а через несколько лет. И правила предполагается ужесточать постепенно. Старые автомобили с дизельными двигателями внутреннего сгорания планируется запретить для ввоза и регистрации с 1 января 2027 года, а новые дизельные машины и автомобили с бензиновыми двигателями – с аж 2030 года.

Как аргументируют авторы законопроекта, требование насчет постепенного отказа от бензина и дизеля выдвигает Евросоюз. Законопроект разработан на выполнение отдельных положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и Директивы Европарламента и Совета Европы 2009/33.

Реклама

"Транспортная политика ЕС поставила задачу сократить наполовину использование автомобилей на традиционных видах топлива в городах до 2030 года и полностью от них отказаться к 2050 году", – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Также постепенный переход на более экологичные виды топлива предусмотрен Национальной транспортной стратегией Украины, рассчитанной до 2030 года.

Рынок кардинально изменится

Эксперты считают, что запрет на ввоз и продажу автомобилей на бензине и дизеле кардинально изменит рынок в Украине.

"По данным аналитической службы OLX, сейчас бензиновые автомобили в 50 раз популярнее электрокаров, машины на газе – в 36 раз популярнее. Согласно опросу, который проводился среди 10 тысяч автомобилистов в мае 2021 года, сейчас лишь 9% опрошенных отдают предпочтение машинам на газе и еще меньше электрокарам – 2%. Низкая популярность "газовых" авто объясняется не таким широким выбором, а электрокары отпугивают ценой – в среднем она составляет 15-20 тыс. долларов за б/у машину, в то время как средняя цена газовых – 4 тыс. долларов. Для сравнения: средняя цена бензиновых – 5,2 тыс. долларов, и их выбор огромный. Также важным фактором является пока что не развитая инфраструктура и малое количество зарядных станций за чертой городов", – говорит Андрей Коцына, руководитель направления "OLX Авто".

Андрей Коцына, руководитель направления OLX Авто
Андрей Коцына, руководитель направления OLX Авто

Однако сам тренд на экологичность и электрификацию становится все сильнее, признает эксперт. 13% опрошенных сказали, что не имеют собственного авто из-за нежелания загрязнять окружающую среду. Принятие такого закона может стимулировать "пешеходную" часть населения покупать электроавто.

"К 2030-му сам рынок может естественным образом перестроиться под автомобили без выбросов. При наличии предложений и адекватной цены электрокары просто вытеснят машины на бензине", – считает Андрей Коцына.

Экономический эксперт Борис Кушнирук считает идею постепенного отказа от бензиновых двигателей правильной.

"Сама по себе постановка вопроса правильная. И срок – до 2030 года – вполне реалистичный. До этого времени количество проданных автомобилей с электродвигателем будет превышать количество проданных авто на двигателях внутреннего сгорания. Но есть риск, что до этого времени многие автомобили на дизельных двигателях, которые сейчас хотят запретить в Европе, начнут продавать в Украину, причем чуть ли не за бесценок. И мы завезем огромное количество таких авто, что сильно ухудшит экологическую ситуацию. Я считаю, нам в ближайшее время нужно стимулировать развитие электротранспорта. На мой взгляд, в первую очередь нужно установить правила, когда автомобили на двигателях внутреннего сгорания нельзя будет покупать за бюджетные деньги. Автобусы, скорые, машины почты и т. д. То есть нужно расширять зоны использования электротранспорта. Но поскольку сейчас они дороже бензиновых, должна быть поддержка со стороны государства. Доступные кредиты для местных органов власти, лизинг и т. п. Кроме того, во многих странах уже сейчас запрещен въезд в центр города на автомобилях с бензиновым двигателем. А для автомобилей на электродвигателях делают бесплатной или очень дешевой стоимость парковки в центре города. Все нужно делать в комплексе", – перечисляет Борис Кушнирук идеи для переходного этапа.

Он считает, что даже автомобили на газу – уже вчерашний день, и в скором времени они также попадут под запрет.

Экономический эксперт Борис Кушнирук
Экономический эксперт Борис Кушнирук / Фото: Facebook

В то же время руководитель компании "Маркетолог №2" Юрий Будилов считает, что запретить или даже сократить ввоз в Украину машин на бензине не позволят те же ЕС и США.

"Сейчас старые автомобили из Европы и США активно ввозят в Украину. Если это запретить, им просто некуда будет девать этот хлам. Так что запрет будет очень невыгоден Евросоюзу и США с экономической точки зрения. И я считаю, нам просто не дадут этого сделать", – полагает Юрий Будилов.

Юрий Будилов, руководитель "Маркетолог №2"
Юрий Будилов, руководитель "Маркетолог №2"

Ранее сайт "Сегодня" писал, что по загрязнению воздуха Киев занимает лидирующие позиции в мире. Также мы объясняли, почему в США выросли цены на подержанные автомобили.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,49
54,99
52,69
27,43
58,22
56,42
52,83
28,11
59,00
57,00
51,90
27,93
59,29
58,09
55,09
29,38
61,99
59,99
55,99
29,97
61,99
59,99
55,99
29,98
62,49
59,34
55,41
28,88
62,99
60,99
56,99
29,98
-
56,07
50,79
29,46
-
53,69
49,79
27,27
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять