"Побег" из Донецка: десять часов жары, много денег и смертельная опасность в кустах

Чтобы попасть за линию разграничения на Донбассе, люди проходят нечеловеческие испытания

Дончане стоят в очередях у пунктов пропуска по 5-10 часов, подрываются на растяжках и падают в обморок от жары, но не прекращают попыток выехать за линию разграничения, на свободные территории. Каждый по-своему называет место, где идет нормальная жизнь, и причины попасть туда у всех разные, а вот путь туда примерно одинаков у всех. Он долог, труден и непредвиден. Сегодня.ua узнала у дончан, как они пересекают линию разграничения.

Неужели сотни автомобилей безопаснее автобуса?

Реклама

"Мы думали, что ад – это когда твой автобус стоит пять часов на пункте въезда-выезда, и половина пассажиров не имеют пропусков, а пограничники говорят, что из-за этого развернут обратно весь автобус, – рассказала дончанка Лилия Иванчук. – Оказалось, что то были еще цветочки. Ад – это когда ты стоишь примерно 400-й в очереди у блокпоста на 36-градусной жаре, в чистом поле, и понимаешь, что будешь здесь ночевать. Когда воду в литровой бутылке растягиваешь на сутки, когда ребенок близок к потере сознания из-за того, что несколько часов просидел в машине на солнцепеке. Вот что такое ад!"

Запрет на пересечение контрольных пунктов въезда-выезда (КПВВ) пассажирских автобусов до сих пор ввергает дончан в недоумение. Они не понимают: неужели очередь из полутысячи автомобилей безопаснее, чем несколько автобусов, способных одновременно перевезти 30-50 человек? "Мы стояли у Волновахи, и откуда-то со стороны Докучаевска начала стрелять артиллерия. Слышно очень хорошо было. Мы чуть под машины не кинулись. А куда еще прятаться, в чистом поле стоим", – поведал дончанин Валерий Тютюник.

img_20150805_121758

Реклама

Фото: Соцсети

Граница на дорогом замке

Очередь на въезд-выезд – это всего лишь один эпизод в путешествии дончан. До КПВВ еще надо добраться. До нулевых блокпостов под Волновахой и Артемовском из Донецка ходят автобусы с Южного автовокзала. В сторону Волновахи – 50 грн, в сторону Артемовска – 100 грн. Бегают каждые полчаса с шести до одиннадцати часов утра. Доехав до "нулевого", пассажиры начинают длинное путешествие вдоль вереницы стоящих в очереди на границе автомобилей.

Реклама

"В Волноваху подвезите, пожалуйста!", "До Мариуполя подкиньте одного человека!" – звучит рефреном каждую минуту. Водители разводят руками – машина забита. Кто-то берет "на борт" пассажиров – могут бесплатно, от щедрот душевных, могут и за денежку, потому что бизнес такой. В среднем проехать границу стоит 200-300 гривен.

"Когда мы стояли на выезде, к нам подошел водитель и предложил свои услуги. Мы были с ребенком, конечно, согласились, чтобы не мучиться на жаре. Водитель был "всего" 50-м в очереди, за полтора часа мы проехали "нулевой", через 20 минут были на КПВВ, который прошли за полчаса, потому что там запускали на проверку по 10-15 машин одновременно", – рассказал дончанин Юрий Шелкин.

В обратную сторону – та же ситуация. У КПВВ ходят старики и молодые с просящими лицами ("до Еленовки не подкинете?" "Отвезите в Донецк, очень прошу, мне на работу завтра!"). Но с этой стороны все хуже – автомобили набиты добром и продуктами (не более 50 кг на человека, как того требует порядок СБУ), поэтому берут не всех.

Опасности лесопосадки-туалета

Из бытовых удобств на том же блокпосту и КПВВ на волновахском направлении широко представлена… лесопосадка. Изрядно замусоренная и со специфическим запахом человеческой жизнедеятельности. За последние три недели три человека, углубившиеся в заросли по своим делам, угодили в минные растяжки.

"Рассказали о том, как на прошлой неделе мужчина взорвался там. Вышел обратно, держится за живот, а там – кровавое месиво. Присел – и упал без сознания. "Скорая" приехала, забрала, но в очень плохом он был состоянии, неизвестно, выжил ли. А до этого женщина была – так же подорвалась", – рассказала макеевчанка Ирина Боднарук.

Вместо тентов от солнца – ветви деревьев. Ни воды, ни туалетов, ни ларьков с перекусом, ни аптечных киосков. По характеру выброшенных оберток от лекарств можно сделать вывод, что труднее всего приходится "сердечникам". Впрочем, местные жители уже наладили нехитрый бизнес возле автомобильных очередей – продают чай и кофе из пакетиков в одноразовых стаканчиках – по 5 и 7 гривен соответственно. На разогреве – видавший виды самовар на дровах. К чаю можно взять либо пакет семечек, либо пряник. Рядом продают мед в баночках, а ловкие местные ребята привозят на велосипедах на продажу яблоки.

11822361_740676006044672_2285886757405552305_n

Фото: Соцсети

"Когда еще работал Кураховский блокпост, там целые вереницы ходили – кто пирожки продавал, кто чебуреки, кто воду. Сейчас возле артемовского блокпоста бутылка воды до 30 гривен стоит", – говорит Юрий Шелкин.

Новый блокпост под Новотроицким еще в процессе строительства и вряд ли скоро начнет свою работу. Так же пока не стоит вопрос строительства логистических центров и прочих удобств для въезжающих-выезжающих. "По-моему, гораздо удобнее для всех было бы вернуть хотя бы автобусное сообщение", – говорит Ирина Боднарук.

"Боевики спросили номер пропуска в зону боевых действий"

На этом трудности не заканчиваются. В процессе переезда через линию разграничения можно столкнуться как минимум с двумя из них.

img_20150725_071939

Фото: Соцсети

Первая – отсутствие доверенности на ребенка. Повезло тем, кто успел оформить до 1 августа этот документ у нотариусов. С начала месяца реестры закрылись, и доверенности выписываются только на свободных территориях.

"Не все знают, что если ребенок едет с одним родителем, то на второго нужна доверенность. При мне молодая женщина плакала на границе, мол, где ей мужа искать, если он год как исчез и не появляется – ведь он должен доверенность подписывать. Знаю, что иногда пропускают таких, а иногда и заворачивают обратно", – рассказала жительница Горловки Инна Кожемяка.

Вторая трудность – отсутствие пропуска в базе. Особенно это касается так называемых электронных пропусков. "Мне пришло подтверждение на сайте оформления пропусков, что все оформлено, а во время поездки меня не нашли в базе. Через пару часов вдруг моя фамилия там появилась, но все равно – было неприятно доказывать, что я законопослушный гражданин, а не диверсант", – поделился макеевчанин Юрий.

Интересно, что номера пропусков очень интересуют боевиков "ДНР", которые устроили под поселком Еленовка свой блокпост-таможню. Это привело к появлению новых многочасовых очередей.

"Появилось, откуда не ждали. Подъехали – очередь, машин 50. Не двигались вообще. Оказывается, всех переписывали. Вручную – фамилии-имена, номера паспортов, номер кузова машины. Сами представляете, с какой черепашьей скоростью все это происходило! Потом потребовали сообщить "номер пропуска в зону боевых действий". Так и сказали! У нас были бумажные пропуска, но мы сказали, мол, у нас электронные пропуска, номеров не знаем, по паспортам нас "пробивают" по базе", – рассказал дончанин Юрий Шелкин. По его словам, боевики не объяснили, зачем они делают бессмысленную, но долгую работу. "По истерике теток из дальних машин было слышно, что в Донецке тоже введут пропускную систему, как в Украине", – отметил дончанин. Впрочем, пока подтверждения этим слухам нет.

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Industry
Больше новостей
Техно
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,99
55,49
52,99
31,98
58,00
56,00
51,86
32,51
58,22
56,35
52,72
32,71
59,29
58,09
55,09
33,49
61,99
59,99
55,99
33,97
61,99
59,99
55,99
33,99
62,49
59,34
55,41
32,92
62,99
60,99
56,99
33,99
-
56,08
50,76
33,98
-
53,97
49,77
31,80
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

65957.27

Dogecoin (DOGE)

0.12

Ethereum (ETH)

2685.13

Litecoin (LTC)

70.64

Ripple (XRP)

0.59

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять