План экономического обновления Украины: как разблокировать порты и наладить экспорт в Европу

В ближайшее время одной из главных проблем отечественной экономики станет разрушенная логистическая инфраструктура
Рассказываем, что ждет логистику после войны
Рассказываем, что ждет логистику после войны / Фото: Getty Images, Коллаж: Сегодня

В последнее время стало понятно, что Россия не только пытается захватить украинскую территорию, но и целенаправленно уничтожает транспортную и логистическую инфраструктуру. Агрессор бьет по нефтебазам, железнодорожным узлам, блокирует порты. Таким образом РФ пытается максимально усложнить транспортное сообщение в Украине, от чего не только затруднены поставки оружия из ЕС, но и страдает бизнес, работающий на экспорт.

"Сегодня" вместе с экспертами разбирались, как нужно будет модернизировать украинскую логистику после войны.

Реклама

Амбициозный план


На этой неделе в парламенте презентовали стратегию послевоенной трансформации страны под названием План экономического обновления Украины. Эта программа состоит из девяти пунктов, реализация которых должна помочь трансформировать нашу экономику после войны.

Отдельно мы хотим остановиться на логиcтических проектах украинских чиновников. Так, в Плане экономического обновления говорится, что Украина намерена осуществить:

  • налаживание логистических маршрутов в западном направлении;
  • переход от экспорта сырья к переработке в отраслях, которые дают наибольшую экспортную выручку. Особое внимание будет уделяться сельскому хозяйству и металлургии.

Эксперты говорят, что без этих изменений не сможет полноценно работать украинская экономика. Так, по данным Центра экономических стратегий, до войны морские порты Украины обеспечивали 75% экспорта (и 90% экспорта сырья). Поэтому сегодня их блокировка серьезно сказывается на экономике.

Реклама

Страдают от этого в первую очередь аграрии. Эксперты "Клуба аграрного бизнеса" говорят, что если Украина не обеспечит экспорт зерна на уровне 3-3,5 млн тонн в месяц, то оно начнет портиться в хранилищах.

Ближайшие планы


В такой ситуации нужно уже сейчас реализовывать мероприятия по увеличению пропускной способности украинского экспорта в сторону ЕС, ведь все остальные пути для украинских товаров на сегодня закрыты.

"Даже если Украина сможет в скором времени возобновить работу портов, прямое сообщение с ЕС только усилит нашу торговлю и евроинтеграцию. Какая-то часть экспорта зерновых уже отгружается по железной дороге. Дополнительно в Румынии планируют реконструировать пути украинской ширины, которые связывают Украину с румынским портом через Молдову. Планируются инвестиции в развитие транзитной инфраструктуры и на украинско-польской границе", – говорят в Центре экономических стратегий.

Но железная дорога сможет лишь частично перекрыть потери экспорта. Даже "урезанный" урожай этого года будет почти нереально вывезти. Поэтому в случае затяжной войны эксперты предлагают договориться со странами-союзниками, чтобы те согласились сопровождать суда в украинские порты с военным конвоем.

Реклама

Долгосрочные перспективы


Что касается более долгосрочных стратегий, то экономисты говорят: Украине нужно налаживать стратегическое сотрудничество с Китаем и Турцией.

"Китай давно ищет альтернативные маршруты, чтобы заменить Россию и Беларусь в транспортном коридоре, который называется "Новый шелковый путь". В Пекине и до начала войны в Украине не сильно доверяли этим двум странам, которые фактически монополизировали транспортный поток в ЕС, поэтому обсуждались альтернативные варианты поставок. Сейчас этот поиск ускорился в десятки раз. В Китае понимают, что ЕС в какой-то момент прекратит транспортное сообщение с Россией и введет санкции против РЖД", – говорит экономист Алексей Кущ.

По его словам, КНР до этого рассматривала вариант наладить транспортное сообщение через Афганистан, Иран и Турцию. Но тут возникала проблема, что Турция не хочет, чтобы китайские товары шли в ЕС через Грецию, а КНР не хочет прокладывать транспортный коридор через Балканы.

"Поэтому Украина могла бы предложить двум этим странам совместный проект создания в Одессе зоны порто-франко (зоны с правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. – Ред.), которая станет транспортным хабом для дальнейшего экспорта китайской продукции в ЕС. Таким образом мы не только сможем зарабатывать на транспортировке, но и получим своеобразный зонтик безопасности от двух сильных армий. Мы не знаем, как закончится война, но если Россия снова попробует устроить морскую блокаду, то она вряд ли рискнет атаковать Одессу, где будут турецкие корабли с китайскими товарами", – продолжает Алексей Кущ.

По его словам, турецкий флот значительно превосходит по своей военной мощи российские морские силы. Плюс, Турция контролирует проливы. Поэтому она может стать гарантом безопасности в Черном море.

Нужна украинская переработка


Также эксперты говорят о том, что сузившееся горлышко логистики для украинского экспорта в западном направлении будет заставлять украинский бизнес больше внимания уделять переработке.

"Нам нужно повышать уровень добавочной стоимости украинской продукции. Нужно переходить от модели экспорта больших объемов дешевого сырья к модели экспорта меньшего по объему, но более дорогого готового продукта. Если Россия не потерпит сокрушительного поражения, то у нас будут постоянные риски блокады экспорта морем. Поэтому нужно срочно уменьшать тоннажность экспорта, увеличивая его стоимость. Например, если вместо зерна экспортировать биотопливо, произведенное из кукурузы, то объемы можно уменьшить в разы", – говорит Алексей Кущ.

Даже базовая переработка зерна в муку или макаронные изделия может существенно снизить объемы поставок товаров на экспорт, но будет приносить большую прибыль.

Ранее мы писали, какую цену платит Лукашенко за поддержку Путина. О том, как война в Украине ударила по ценам в Европе, читайте здесь.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,36
56,30
52,58
25,53
57,49
54,99
52,01
24,98
58,05
57,59
49,56
27,54
59,00
57,00
51,90
26,23
59,09
57,29
55,09
27,48
61,88
59,41
55,49
27,54
61,99
59,99
55,99
27,97
61,99
59,99
55,99
27,98
62,99
60,99
56,99
27,98
-
53,05
49,79
25,21
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

64398.29

Dogecoin (DOGE)

0.12

Ethereum (ETH)

3517.54

Litecoin (LTC)

74.79

Ripple (XRP)

0.49

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять