Украинцы стали покупать больше старых авто: как повлиял экостандарт Евро-5

11 января 2018, 07:32

Виталий Андроник Виталий Андроник

Введение экологического стандарта обострило старые проблемы. Если парламент их не решит до конца года, в стране появится еще больше машин без регистрации

В одесском порту уже полгода простаивают более 40 машин "скорой помощи". Украине их подарил Китай. Но автомобили застряли в Одессе, потому что не соответствуют нормам Евро-5.

Реклама

Евро-5 – это экологический стандарт, по которому автопроизводители должны выпускать более безопасные для окружающей среды машины. С каждым новым стандартом автозаводам приходится усовершенствовать производство двигателей, чтобы они экономней потребляли топливо и меньше выбрасывали в атмосферу вредных газов.

Новые экологические разработки делают новый автомобиль дороже. Украинские депутаты, чтобы защитить рынок новых автомобилей, решили ввести требование Евро-5 на все машины, которые ввозятся в страну, а не только на новые. Сайт "Сегодня" узнал, как экологический стандарт повлиял на автомобильный рынок Украины и кто от этого пострадал.

Б/у машин стало больше

В европейских экологических стандартах нет ничего плохого – его цель уменьшить количество выбросов от автомобилей. Однако парламентарии так и не решили вопрос ввоза в Украину автомобилей в качестве гуманитарной помощи, а проблема с транзитниками только обострилась.

Все началось со стандарта Евро-0 в 1988 году. Экологические нормы постоянно ужесточаются, и с 2015-го в Европе действует Евро-6.

Реклама

Украина ввела стандарт Евро-5 в 2016-м, так как повышение экологических требований – одно из условий Соглашения об ассоциации с ЕС. Депутаты запретили импортировать в страну новые и поддержанные автомобили, которые не отвечают экологическим требованиям.

1081209

Фото: А. Яремчук

Дело в том, введение каждого нового стандарта делает производство автомобиля дороже. Но директор по маркетингу группы "АИС" Сергей Боровик отмечает, на украинский рынок новых авто стандарт не повлиял. Практически все производители продолжили поставлять в Украину автомобили стандарта Евро-5.

"Небольшое количество моделей ушли с рынка, но они в большинстве своем были сняты с производства и у себя на родине", – рассказывает эксперт.

Реклама

Однако сложнее оказалось с подержанными автомобилями. За год официальный импорт б/у машин вырос в три раза. То есть Евро-5 не ограничил рост рынка.

"Если говорить о неофициальном б/у импорте в виде "евроблях" – то здесь требования по Евро-5 не выполняются. В Украину въезжают и эксплуатируются авто любого Евро стандарта, начиная от Евро-0", – говорит он.

Евро-5 и "евробляхи"

Введения Евро-5 сделало невозможным растаможить в Украине автомобили, выпущенные до 2010 года. Это вызвало недовольство у части "пересичников", которые купили автомобиль за границей и собирались узаконить его позже.

Сооснователь общественной организации "Доступное авто" Михаил Катрук поясняет, что Евро-5 в странах Европы не применяется к подержанным автомобилям.

"Ограничения по экостандарту действуют исключительно на новые автомобили. Есть один простой принцип. Любые ограничения создают коррупцию. Например, известны факты, когда автомобили Евро-4 ввозились в Украину с поддельными сертификатами Евро-5. И эти сертификаты делались в Украине. В результате поток автомобилей с введением Евро-5 существенно не повлиял на поток машин. Единственное, больше случаев, когда автомобиль не ставят на сертификацию или делают фальшивый сертификат", – комментирует Катрук.

В тренде
Третий рекорд за два дня. Биткоин вышел на новый исторический максимум
Реклама

По его словам, если разрешить ввоз любых автомобилей, украинцы будут покупать лучший автомобиль за деньги, которые они имеют.

"Украина не превратится в автосвалку, поскольку человек при наличии выбора не захочет покупать морально устаревший автомобиль, если будет уверен, что его никто не отберет и не конфискует", – добавляет он.

Что предлагают депутаты

В европейских странах, чем старее автомобиль, тем дороже он обходится его владельцу. Чем больше машина выбрасывает вредных веществ – тем больше транспортный налог и тем дороже может быть страховка.

"В странах ЕС более суровое законодательство по экологическим стандартам, чем в Украине. Чем старше авто, тем больше ежегодный экологический налог. Сумма такого налога может достигать 1000 Евро в год и выше. При определенном уровне вредных выхлопов машина не пройдет техобслуживание, и автовладелец не сможете эксплуатировать ее вообще", – отмечает Сергей Боровик.

В Украине нет таких правил.

Транспортный налог в свое время заменили специальным акцизным сбором, добавляемым в стоимость каждого литра топлива. Поэтому для тех, у кого автомобиль уже есть, вне зависимости от того, соответствует ли он Евро-5 или нет, расходы на его содержание не изменяются.

Последнее из предложений депутатов – разрешить украинцам первую регистрацию автомобилей, которые отвечают стандартам Евро-3 и Евро-4, на 10 лет. Законопроект №7457 депутаты зарегистрировали под Новый год.

1022189

Фото: А. Искрицкая

Также в Раде лежит законопроект №5561, который предлагает вместо экологических стандартов ввести обязательный техосмотр при ввозе б/у автомобилей.

Авторы законопроекта 5470-д также предлагают убрать из требований к ввозу автомобилей предъявление сертификата о соответствии экологическим нормам. На соответствие этим нормам машину будут проверять при регистрации в сервисном центре МВД.

А законопроект №4391 предлагает не применять требование Евро-5 к автомобилям, которые ввозятся как гуманитарная помощь согласно закону "Про гуманитарную помощь". В объяснительной записке к законопроекту депутаты отмечают, что ряд стран готовы передать Украине совершенно бесплатно автомобили "скорой помощи", легковые авто специального назначения для МВД и другие виды транспорта. Но украинские законы это запрещают.

С 1 января 2018-года в стране должен был начать действовать Евро-6, но парламентарии отложили его введение на год. Этот стандарт установит новое ограничение – в Украину нельзя будет ввезти автомобили, которые произведены раньше 2015 года.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять