Судимся за плохие дороги

Если авто пострадало из-за низкого качества дорожного покрытия, идите в суд.

Украинские дороги с каждым днем все больше напоминают место военных действий: ямы, рытвины, стертая разметка, давно перегоревшие лампочки подсветки аварийно-опасных мест. Доходит до того, что местами обрываются светофоры, переворачиваются канализационные люки, падают проржавевшие дорожные знаки и… внезапно проваливается асфальт. Взять для примера недавний случай в Киеве в районе Караваевых дач, когда в результате провала образовалась яма размером не то что с легковой автомобиль, а даже с пассажирскую маршрутку. Власти каждый день говорят о том, что вот-вот приступят к ремонту дорожного покрытия, но, исходя из опыта прошлых лет, ремонт будет продолжаться минимум полгода, а ездить автомобилисту нужно каждый день.

Повредить в такой ситуации свой автомобиль — дело нехитрое. По словам работников СТО "Киев-Скан", проезд по яме глубиной в 3 см на скорости 50 км/час равносилен тому, что автомобиль поднимут на подъемник, а снизу станет мужик с кувалдой и будет со всей силы гатить по колесам. В результате даже знаменитые своей надежностью шведские, немецкие и японские автомобили в таких условиях приходят в негодность довольно быстро, а про "отечественные" "Жигули" и говорить не приходится. Не ездить же по городу на танках?

Реклама

Между тем опрошенные нами эксперты говорят о том, что если автомобиль пострадал из-за некачественных дорог, например влетел в яму, с дорожными службами можно и нужно судиться. Как это сделать, мы расскажем на основании личного опыта технического директора школы повышения водительского мастерства "Корда-профи" Леонида Шубина.

КАК ВЫБИТЬ ДЕНЬГИ У ДОРОЖНИКОВ

В тот день на своем автомобиле Леонид Шубин возвращался домой. Ехал совсем не быстро — около 50 километров в час. Внезапно вся машина содрогнулась от страшного удара снизу: в результате наезда на яму у авто были разбиты два колеса, и, по всей видимости, серьезно повреждена ходовая (потом выяснилось, что общий ремонт его машины на фирменной станции обойдется в $2 тыс.). Оказывается, лужа, по которой он только что проехал, скрывала внушительную колдобину глубиной почти 18 см. Конечно, такое ДТП можно было и не оформлять — вызвать эвакуатор, отвезти машину на СТО и привести в порядок, после чего забыть этот случай как страшный сон. Но Леонид пошел по другому пути: принял решение возместить ущерб у виновных, по его мнению, представителей дорожной службы. Забегая наперед, отметим, что ему это удалось, а значит, его опыт можно использовать как практическую рекомендацию.

Реклама

ШАГ 1. Оформление ДТП. Прежде всего, он вызвал по мобильнику гаишников. Те приехали, недовольно скривились, но протокол составили. Правда, при этом составили протокол о том, что в ДТП виновен именно Леонид. Спорить с бойцами свистка и жезла смысла не было (на тот момент ответственность за ДТП составляла 17 грн. штрафа. Сегодня же, когда за любое ДТП грозит лишение прав и такой протокол необходимо обжаловать в суде).

ШАГ 2. Поиск свидетеля. Нарисовав схему ДТП, работники ГАИ при этом по каким-то своим соображениям не захотели отображать на ней автомобиль: сказали, что машина находится в 30 м от ямы (на скорости 50 км в час это совершенно стандартный путь торможения), и неизвестно еще, где разбил Шубин свой автомобиль. Может, он специально подъехал к этой рытвине. Однако Леонид нашел несколько свидетелей, которые подтвердили его правоту, а также зафиксировал ситуацию на фото.

ШАГ 3. Вызов дорожников. Сразу после сотрудников ГАИ Леонид вызвал представителей дорожной службы. Но те лишь развели руками и посочувствовали. Мол, ничем помочь не можем.

Реклама

ШАГ 4. Разбирательство в суде. Несмотря на то, что в админделе виновным был признан именно Леонид, но подал жалобу и иск в суд. Судебное разбирательство длилось целых полтора года.

Адвокат "дорожников" делал упор в основном на то, что по технормативам скорость на этом участке дороги не должна превышать 40 км/ч. Но Леонид взял справку в ГАИ о том, что Госавтоинспекция неоднократно давала предписание дорожной службе ликвидировать яму на этом участке. Да и никакого знака о том, что впереди плохая дорога, не было. Кроме того, сама яма не была обозначена никакими спецсредствами (флажком, знаком "объезд").

В результате длительных споров произошло чудо — иск удовлетворили. Но вторая сторона подала апелляции, на рассмотрение которых ушло еще полтора года. Правда, безрезультатно, поскольку все инстанции признавали правоту водителя. В течение трех лет борьбы в итоге на процесс ушло $600. На ремонт, который Шубин делал по "реальным" расценкам (а не по ценам фирменной станции), потрачено $1000. По суду выиграно $1900. В итоге Леониду даже осталось немного денег, чтобы отпраздновать свою победу.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Вадим Володарский, адвокат юробъединения "Кредо":

"Такие дела встречаются достаточно редко — на моей практике был лишь один случай судебного разбирательства с дорожниками. Дело в том, что по гражданским делам процессы часто очень длительные и такие дела рассматривают от нескольких месяцев до нескольких лет. Смысл судиться есть лишь в том случае, когда повреждение достаточно серьезное. В этом случае возместить ущерб более чем реально. Отмечу очень важный момент — в результате рассмотрения административного дела по ДТП не должны признать вину водителя. Конечно, оспорить такое решение тоже можно, но это затянет и усложнит процесс".

КОММЕНТАРИЙ ДОРОЖНИКА

Начальник юридически-организационного отдела "Киевавтодора" Григорий Шемидько:

"В подобных ДТП не всегда виноваты дорожные службы. Довольно часто причиной ДТП является не плохое состояние дорожного полотна, а коммуникации, что не относится к нашей компетенции. Например, если колесо автомобиля провалилось под люк, то подавать в суд нужно на организацию, на балансе которой и содержится этот самый люк. Кроме того, смысл судиться с дорожниками у водителя есть только в том случае, если прибывший на место происшествия экипаж ГАИ признал, что виной ДТП является именно состояние дороги, а не нарушение правил дорожного движения самим водителем".

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧИНОВНИКОВ

Вступившие в силу 17 ноября 2008 года изменения в Кодекс Украины про административные правонарушения, помимо поднятия штрафов за нарушения ПДД, несут в себе и позитивные моменты. Так, он был дополнен ст. 128-1, ст. 140 и ст. 188-28, в которых прописана ответственность за состояние дорог. "Согласно с законодательством, за подобные нарушения к должностным лицам, ответственным за состояние дорог, применяются санкции в виде штрафов от 1700 до 2040 грн.", — говорит адвокат объединения "Кредо" Вадим Володарский. А если в результате такого нарушения пострадали транспортные средства, чиновники несут ответственность в виде штрафа от 2550 до 3060 грн. (эти деньги с них взимает государство) либо по решению суда могут привлекаться к админаресту сроком от 5 до 10 суток.

На практике, судя по состоянию дорог и нежеланию должностных лиц решать эти проблемы, эти нормы КУАП просто игнорируют. Министр МВД Юрий Луценко, прокомментировал газете "Сегодня", что работники ГАИ не составляют протоколы о подобных нарушениях, потому что в этом нет смысла — "у дорожников все равно нет денег". Однако в украинской истории уже произошел прецедент, когда должностное лицо таки привлекли к ответственности: в г. Токмак Запорожской области заместителя мэра Виктора Портнова осудили на семь дней ареста за то, что тот не организовывал работы по ремонту городских дорог. Правда, в том случае пострадала гражданская жена председателя суда, но юристы говорят и о том, что справедливости добиться может и обычный человек.

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
“Сегодня” в Telegram Подпишись на RSS-канал

Рекомендации

Все новости
Показать еще
Реклама
Тарифы на газ
Больше новостей
Все новости
Последние новости
Показать еще
Прямая трансляция
статистика
Курс гривни СЕГОДНЯ

Валюта

Цена (грн)

Доллар США ($)

26.7

Евро (€)

31.46

Российский рубль (₽)

0.37

Опрос
Опрос
Опрос

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять