С началом кризиса рынок автомобилей упал на 70—75% и до сих пор, несмотря на все оптимистические прогнозы, возрождаться не собирается. Причина банальна — у людей просто нет денег. И даже возобновление автокредитования ситуацию не спасает: брать автомобиль в долг в период нестабильности решаются самые отчаянные, ведь ставки по кредитам достигают 20—35% годовых в гривне. В результате интерес потенциальных автопокупателей устремился в сегмент самых дешевых автомобилей, которые привлекают не только низкими затратами "на старте", но и не обременяют высокой стоимостью обслуживания и ремонта. Из довольно значительного ассортимента украинского авторынка мы отобрали десятку самых доступных по цене моделей, начальные затраты на которые не превышают $10 тыс., или 80 тыс. грн. Стоит отметить, что для того чтобы уложиться в обозначенную сумму, нужно выбирать автомобиль, прайсовая стоимость которого не превышает 70—75 тыс. грн. — остальные деньги уйдут на оформление автомобиля в ГАИ, транспортный сбор и расходы на страховку. Конечно, на эти деньги можно поискать подержанную иномарку, но "свежая" машина всегда лучше старой, особенно для новичков.
ЗАЗ "СЛАВУТА"
"Таврюша". Тесная, неудобная, часто ломается, но самая доступная
![](https://cdn.segodnya.ua/images/main/icons-siri.png)
Цена: 38—43 тыс. грн.
Автомобиль "Славута" полностью соответствует фразе: "Не роскошь, а средство передвижения". Тесная внутри, с неизлечимыми болезнями (шумом, плохими тормозами и слабым кузовом), она все еще продается и покупается, причем довольно неплохо. Секрет популярности прост — это самый дешевый на рынке автомобиль, на который несложно найти запчасти по копеечной цене, а в случае поломки отремонтировать его смогут в любом селе. Еще одно достоинство — довольно неплохая проходимость за счет довольно высокого клиренса и хорошо подобранного крутящего момента на передние колеса, что позволяет уверенно ездить на "Славуте" даже по плохим дорогам. Однако покупателям "Славуты" сразу стоит быть готовым к плохому сервису на официальных СТО.
ВАЗ 2107
"Жигули". Устарел и морально, и технически, однако дешев и прост в эксплуатации
Цена: 50 тыс. грн.
Когда представители компании "Рено", которая в прошлом году вошла в число акционеров Автоваза, увидели, что "классику", разработанную на базе автомобиля 60-х, до сих пор выпускают, они были поражены — автопроизводители всего мира ищут способы разработать конструктивно простой, ремонтопригодный и дешевый автомобиль, а в России и Украине его выпускают. "Жигули" является неплохим вариантом для сельской местности и хорошим вариантом для тех, кто ищет автомобиль для того, чтобы научиться ездить и продать его через год практически за те же деньги, что он был купен.
А с многочисленными изъянами конструкции легко справляются поколения потомственных автослесарей в гаражах, способные за небольшие деньги довести машину "до ума".
ВАЗ 2109
"Девятка". До сих пор в цене за счет ремонтопригодности, хороших мотора и ходовой
Цена: 58—62 тыс. грн.
Модель 2109 (21099) выросла в длину из знаменитой "восьмерки", которая, по мнению многих автомобилистов, является лучшей моделью ВАЗ всех времен. Шутка ли, в создании первого советского серийного хэтчбека принимали участие специалисты Porsche. Отсюда и неплохие динамические характеристики. Однако, в отличие от "восьмерки", кузов "девятки" из-за двух лишних дверей стал менее жестким. Остальные недостатки известны всем: тесный салон, скрип пластика, тяжелый руль. Добавим еще и многочисленные проблемы с электрикой и системой охлаждения, хотя они компенсируются высокой ремонтопригодностью и дешевизной запчастей — советская замена надежности. В плюсы можно смело добавить и высокую цену на вторичном рынке.
ВАЗ 2110/11/12
"Десятка". Автомобиль некрасивый и ненадежный, но вместительный и недорогой
Цена: 67—72 тыс. грн.
Выпуск семейства 2110 должен был ознаменовать технологический прорыв ВАЗ. Однако не заладилось. Так, автомобиль плохо собран, ему присущи традиционные для ВАЗ-ов проблемы с электрикой и системой охлаждения. А главный недостаток — слабый на кручение кузов. Однако за счет невысокой цены на недостатки можно закрыть глаза, тем более что автомобиль легко отремонтировать и недорого обслужить. Многие новоявленные владельцы не ждут, пока этот автомобиль начнет сыпаться, а едут на СТО сразу после покупки и делают профилактику, подтягивая основные узлы. А довольно большой багажник и много места в салоне делают автомобиль хорошей находкой в качестве семейного средства передвижения, тем более что для поездок на дачу можно выбрать вариант с кузовом универсал.
LADA KALINA
"Калина". Неплохой выбор для водителя-новичка и девушек
Цена: 64—74 тыс. грн.
Модель ВАЗ 1117/18/19 — первое новое поколение после начала выпуска "десятки", которое уже можно назвать современным. Неплохая компоновка, приятный дизайн и хорошая оптика, довольно удобная посадка и низкая стоимость эксплуатации заставляют задуматься о покупке этого автомобиля. Особенно приятно то, что уже в базе автомобиль оснащен электроусилителем руля, а обзорность машины находится на высоком уровне — эти качества привлекут девушек и новичков.
Однако качество первых машин не идеальное, а проблемы традиционные: электрика, система охлаждения, огрехи сборки, а цены на запчасти сравнимы с иномарками. Добавим также, что электроусилитель руля работает довольно нечетко, руль "пустой".
ЗАЗ LANOS/SENS
"Ланос". Относительно надежный автомобиль, но со скучной, всем надоевшей внешностью
Цена: 58—69,6 тыс. грн.
Представлять этот автомобиль особого смысла нет. Наверняка в салоне этого автомобиля побывал каждый украинец за счет его популярности среди таксистов. Lanos не то, чтобы надежный, но прочный и неприхотливый, к тому же достаточно комфортабельный автомобиль, хотя и со скучным дизайном.
Однако есть нюансы при выборе модификации. Так, Sens с мелитопольским двигателем и коробкой от Таврии считают неудачным вариантом — двигатель живет относительно недолго, а коробка начинает "сыпаться" уже через 2—3 года. Лучше доплатить порядка 10—12 тыс. грн. и выбрать версию с 1,5-литровым силовым агрегатом. Еще лучше — топовый вариант с усилителем руля и 1,6-литровым мотором, однако за него просят почти 80 тыс. грн., что неоправданно дорого.
GEELY CK
"Джили". Дешев при покупке, но в случае ДТП могут возникнуть проблемы с ремонтом
Цена: 56—62 тыс. грн.
Крупнейший китайский автоконцерн Geely довольно уверенно завоевывает своей продукцией украинский рынок, из которой CK является одним из самых популярных автомобилей. По приемлемой цене можно приобрести авто с полным электропакетом и подушкой безопасности. Однако автомобиль сложно назвать комфортным для водителя — "дубовая" панель, слишком высокая посадка. А в движении, несмотря на жесткий кузов и хороший мотор, вызывает раздражение коробка передач, которая является чрезмерно "длинноходной". А в случае аварии могут возникнуть сложности с поиском кузовных запчастей, которые стоят довольно недешево. Эти недостатки компенсируются невысокой стоимостью обслуживания на официальных станциях.
CHERY AMULET
"Амулет". Автомобиль симпатичный и с хорошей комплектацией, но небезопасный
Цена: 59—65 тыс. грн.
Автомобиль является более-менее точной копией испанского Seat Toledo 80-х годов выпуска, который проектировал известный итальянский дизайнер Джуджаро, а ходовая аналогична второму поколению автомобиля "Фольксваген Гольф". Возможно, за счет этого "Амулет" и не сыпется вопреки злым языкам — украинские таксисты говорят, что первые поломки начинаются лишь после 60 тыс. км (2—3 года). Также к плюсам авто можно отнести то, что уже в базовой комплектации он оснащен неплохим электропакетом, АБС и подушками. Однако этот фактор не делает его безопасным — на испытания по системе Euro NCAP при ударе на скорости около 60 км в час он рассыпался в прямом смысле этого слова. Кроме того, есть замечания и к эргономике китайца. Но в целом неплохой вариант.
DAEWOO MATIZ/CHERY QQ
Малыши. Они хороши для города за счет размеров, но не практичны
Цена: 40—70 тыс. грн.
Финансовые проблемы компании Daewoo в конце 90-х привели к тому, что автомобиль Daewoo Matiz под различными брендами и названиями выпускают в разных странах мира. На украинском рынке представлены узбекский (Matiz) и китайский варианты (QQ), похожие друг на друга, как две капли воды. Однако внешность обманчива. Узбекская версия изготовлена более качественно, чем китайская, а, по результатам нескольких краш-тестов, еще и более безопасная. Обратная сторона медали — "узбечка" дороже почти на 20%.
Автомобиль довольно неплохо управляется, отличается юркостью и экономичностью, что является хорошим вариантом для города. Однако на трассе машине с двигателем 0,8 л тяжело разогнаться. Плюс плохой клиренс и маленький багажник.
CHERY KIMO
"Кимо". Небольшой городской автомобиль по приемлемой цене
Цена: 55—58 тыс. грн.
Эта модель является одной из самых последних китайских разработок, и хочется верить, что китайцы сделали ее более качественной, чем предыдущие. Автомобиль отличается довольно приятной внешностью и неплохим качеством сборки, что в сочетании с невысокой ценой делает его хорошим вариантом для покупки. В плюсы маленькому китайцу стоит добавить и то, что даже в минимальной комплектации он оснащен полным электропакетом и кондиционером.
Однако в салоне есть огрехи компоновки. Так, автомобиль, похоже, рассчитан на щуплых азиатов и крупному мужчине будет в нем тесно. Зато хрупкая девушка почувствует здесь себя в своей тарелке. Немного настораживает отсутствие информации о ремонтопригодности автомобиля и наличии запчастей, однако у официального дилера нас заверили, что проблем нет.