Потребности украинцев изменились. Какой бизнес обогатился, а кого уничтожила красная зона

2 ноября 2021, 10:00
Женский бизнес или авторынок? Кто понес самые большие убытки, а кто заработал во время пандемии

Какой бизнес смог заработать во время пандемии / Фото: Коллаж: Сегодня

Все больше областей Украины переходит в красную зону, и бизнес просто взывает о помощи. Предприниматели жалуются на разрешение обслуживать только вакцинированных и прогнозируют огромные убытки.

Однако есть отрасли, в которых предпринимателям удалось не только удержаться на плаву, но и выиграть в сравнении с другим бизнесом.

Реклама

"Сегодня" вместе с членом наблюдательного совета Украинского совета бизнеса Надеждой Бедричук разбирались в этом вопросе.

По словам эксперта, пандемия безусловно ударила по экономике и сделала проигравшими всех.

"Однако есть те, кто смог обратить пандемию в свою пользу. Лучше чувствовал себя бизнес, который не зависел от физических продаж – онлайн-торговля товарами (соответственно, и доставка)", – рассказывает Надежда Бедричук.

Также пандемия не сильно помешала IT-сектору и всем дистанционным услугам.

Реклама

Среди автоматизированного бизнеса и предполагающего большую долю ручного труда выиграл первый, так как многие работники болели и власти ввели жесткие требования по вакцинации коллективов.

Кому было непросто?

"Женский бизнес оказался в худшем положении, так как преимущественно ориентируется на офлайн-торговлю и услуги. Диджитал-бизнес, где сосредоточено больше мужчин-предпринимателей, чувствовал себя более устойчивым", – сказала эксперт.

Сильно проиграл бизнес, который не может полностью перейти в онлайн:

  • торгово-развлекательные центры;
  • салоны красоты;
  • фитнес-клубы;
  • кинотеатры, театры и другие развлекательные заведения.

Пандемия также спровоцировала изменение поведения потребителей, приведшее к убыткам в отдельных секторах.

Реклама

Когда все сидят на карантине, продажа деловых костюмов, парфюмерии, туристических путевок и абонементов в бассейн идет со скрипом. Вместе с тем взлетели продажи витаминов и продуктов для здоровья", – рассказала Бедричук.

Заметно изменение потребительского поведения и по товарам долгосрочного пользования и частным инвестициям.

По словам члена наблюдательного совета Украинского совета бизнеса, украинцы начали больше обустраивать свои дома, делать ремонт, покупать новую бытовую технику, увеличился спрос на рынке недвижимости.

Кроме этого, вырос спрос на авторынке, а также объем депозитов и инвестиций частных лиц в акции и облигации.

Однако все может резко измениться, и произойдет ситуация так называемого отложенного спроса, говорит эксперт.

"Что касается бизнеса, проигравшего или выигравшего в результате изменения потребительских привычек, то здесь ситуация может быть отыграна назад. К примеру, с ослаблением карантина и открытием границ очевидно возрастут объемы авиаперевозок, и туризм почувствует силу "отложенного спроса", – рассказала Бедричук.

Какие качества нужно развивать предпринимателям

Наш эксперт советует развивать бизнес в направлении диджитализации и делать его более гибким.

"Умение перестроиться таким образом, чтобы не зависеть от форс-мажорных обстоятельств и сохранять своих клиентов в любых условиях".

Однако некоторые привычки останутся с нами и после пандемии и станут новой нормой жизни, например дистанционная работа.

Поэтому после окончания пандемии коронавируса большие офисные помещения будут менее востребованы, чем в докарантинные времена.

Ранее "Сегодня" с экспертом разбирались, почему украинский бизнес оказался в неравных условиях, а также писали, как красная зона начала уничтожать прибыль кафе и ресторанов в Украине.