Как война в Черном море ударит по экономике Украины и соседних стран

2 марта 2022, 07:22
Эксперт оценил потери от приостановки доставки экспортных грузов через акваторию Черного моря

Рассказываем, как война в Черном море повлияет на экономику Украины и соседних стран / Фото: Getty Images, Коллаж: Сегодня

Из-за войны России против Украины и боевых действия в акватории Черного моря страдает экономика всех стран, чьи товары экспортируются через морские порты. Некоторые компании отказываются работать с РФ из-за санкций, некоторые просто боятся заходить в небезопасную зону, где российские войска уже обстреляли или захватили несколько торговых судов.

"Сегодня" поговорили с экспертом и постарались оценить потери от сокращения морских перевозок.

Реклама

Новые санкции


Россия еще за несколько недель до начала военного конфликта попыталась перекрыть Украине возможность пользоваться акваторией Черного моря в торговых целях. После начала полномасштабной войны, плавание грузовых кораблей по всему Черному морю стало небезопасным.

Россия захватывает украинские торговые суда, обстреляла турецкий корабль, который вышел из Одессы и направлялся в Румынию.

После этого перевозчики начали избегать захода не только в украинские порты, но и в порты РФ. Появилась информация, что судоходная компания Maersk приостанавливает все контейнерные перевозки в РФ. Такие же решения приняли японская Ocean Network Express, немецкая Hapag Lloyd и швейцарская MSC.

Реклама

Кроме того, Турция ввела запрет на проход российских военных кораблей в Черное море. В ответ на это Россия усилила свое военное присутствие в акватории.

Из-за этого страдает морская торговля. Эксперты уже сравнивают ситуацию с прошлогодней блокировкой Суэцкого канала.

"Подсчитать ущерб крайне сложно. Возможное перекрытие вод не подразумевает, что суда больше никогда не будут ходить по привычным маршрутам. Это чем-то похоже на ситуацию с заблокированным Суэцким каналом в прошлом году", – поясняет "Сегодня" аналитик TeleTrade Сергей Родлер.

И это не последние санкции против РФ в море. Правительство Великобритании приняло решение о введении запрета на вход в морские порты страны судов принадлежности РФ. Кроме того Испания предложила всем государствам ЕС закрыть свои порты для российских судов.

Реклама

Потери для Украины


Эксперт говорит, что на данный момент бизнес надеется на быстрое завершение конфликта и продолжает пытаться выполнять рейсы в Черном море.

"Судя по всему, компании не верят в то, что военные действия продлятся долго, да и если посмотреть на карты судоходства, то окажется, что суда продолжают прибывать в румынские, турецкие, болгарские, грузинские и российские порты. Конвенция Монтрё подразумевает закрытие прохода именно военных кораблей. Как бы это не звучало, но региональный военный конфликт вряд ли способен действительно парализовать торговлю в локации", – продолжает Родлер.

А вот для Украины, блокада морского судоходства может обойтись достаточно дорого. Для того, чтобы сменить привычные морские маршруты на сухопутные придется менять логистику на более дорогую.

"60% украинского экспорта происходит именно через черноморские порты, так что урон именно Украины отрицать глупо. В случае длительного закрытия украинских портов ущерб может превысить 10 млн долларов в день", – резюмирует Сергей Родлер.

Ранее мы писали об огромных очередях россиян в банкоматы. О том, как отключение от SWIFT ударит по экономике РФ, читайте здесь.