Готовимся к последствиям. Почему налоговые "баталии" могут дорого обойтись украинцам

15 февраля 2022, 21:10
Рассказываем о методах, с помощью которых налогообложение в Украине последнее время приобрело жесткие формы

Наряду с ФЛП, налоговому давлению подвергается и крупный бизнес / Фото: УНИАН, "Сегодня"

Социальная сфера, инфраструктура, "оборонка" – финансируются сегодня за счет государственного бюджета. А потому вопрос платить или не платить налоги – не тема для дискуссий.

Интересными остаются методы, с помощью которых налогообложение в Украине последнее время приобрело жесткие формы. Причем под прицел подпадает не только малый, но средний и крупный бизнес. В то же время вопрос с коррупцией, которая "съедает" до 30% ВВП Украины, остается открытым.

Реклама

В целом же экономисты считают, что последствия "налогового удушения" для государства будут иметь далеко идущие последствия.

Спорные "схемы"


Главной информационной повесткой в теме налогов сегодня являются физические лица предприниматели (ФЛП), которые с начала года начали протестовать под Радой против обязательной установки РРО/ПРРО (в простонародье – кассовые аппараты). В правительстве новые требования объясняют необходимостью борьбы с "нелегалами", желанием увеличить поступления в бюджет, и ликвидировать "фермы" для скрытия реального оборота.

Отметим, что большинство ФЛП как раз выступают не против фискализации, а против жестких требований, связанных с этим процессом. Человеку, помимо бизнеса, нужно в одиночку вести дополнительно три учета, что крайне усложняет работу. Из-за несоответствия в данных налоговая грозит крупным штрафом, что для некоторых предпринимателей равносильно банкротству.

Реклама

Экономический эксперт Юрий Гаврилечко считает, что ФЛП как раз одни из тех, кто сегодня работает "в белую", так как в противном случае рискуют всем своим имуществом. Он также полагает, что схема по уходу от налогов с помощью физлиц предпринимателей по меньшей мере – преувеличение.

Так, оборот тех же торговых сетей, по его словам, составляет миллиарды гривен, где с помощью ФЛП третьей группы можно "переварить" максимум 7 млн. грн, из которых без вопросов от налоговой в год можно обналичить 1 млн грн – 1,5 млн грн.

"Представьте, что нужно проворачивать, чтобы миллиард гривен вывести по 1,5 млн грн. Для этого понадобится около тысячи ФЛП. И их нужно как-то скоординировать, провести инкассацию... Я не говорю, что этого не может быть в принципе. Может. Но уж явно не с использованием такого числа людей и явно это не стабильная практика", – отметил он.

Экономист также акцентирует внимание, что в подтверждение подобных схем свидетельствовала бы масса административных дел, инициированных с разных сторон истцами или ответчиками. К тому же тот факт, что с торговыми сетями сегодня работает незначительное число ФЛП, явно говорит не в пользу "схем".

Реклама

Иной подход


Гаврилечко настаивает на том, что физлица предприниматели выгодны государству, так как сами создают себе рабочие места. Если же ФЛП стереть как вид, а нынешнюю ситуацию иначе растолковать нельзя, то огромное число украинцев попросту останутся без работы либо уйдет в "тень". В итоге: непомерная нагрузка на центры занятости и падение поступлений в бюджет и Пенсионный фонд, снижение покупательной способности населения.

Эксперт предлагает иной подход с налогообложением, который касается в первую очередь самозанятых лиц и зависит от видов деятельности. Это: лицензия или патент.

"Для определенных видов деятельности может быть применим лицензионный платеж либо стоимость патента, который по сумме может отличаться от региона к региону, не выходя за рамки установленного законодательства. Ничего сложного посчитать стоимость патента для многих видов деятельности нет. Поэтому таксисты, парикмахеры, IT-шники – вполне могут платить годовой патент на свою деятельность. По той простой причине, что объем выполненных работ, соответственно, и полученный доход, в данном случае зависит от их физических возможностей", – отметил он.

Еще одним вариантом налогообложения, по мнению эксперта, может быть требование установки определенного процента с дохода, а также границы по объемам продаж.

Под ударом крупные игроки


Наряду с ФЛП, налоговому давлению подвергается и крупный бизнес, о чем "Сегодня" рассказал заслуженный экономист Украины, народный депутат V-VI созывов Алексей Плотников.

"Ситуация с "АрселорМиттал", "Синэво" и др. – это примеры того, что власть рассматривает крупный бизнес как возможность пополнения государственного бюджета, а не с точки зрения развития, рабочих мест, градообразования. Я думаю, что это, во-первых, стопорит бизнес-климат. А, во-вторых, приводит к тому, что иностранцы не будут идти в Украину, не только по причине текущей паники, а в основном из-за оценок бизнес-климата, который на нынешнем уровне поддерживает власть. Все это в итоге сказывается самым негативным образом на развитие страны", – рассказал он.

Экономист считает, что есть иные способы пополнить бюджет. Можно принять меры по оживлению экономической ситуации, стимулировать экономический рост. В итоге будет наполняться бюджет, и появятся ресурсы для финансирования "социалки" и пр.

"Однако власти идут по пути выдавливания, у кого что осталось: начиная от активно работающих предприятий, и заканчивая сбережениями граждан под подушками", – подытожил Алексей Плотников.

Коррупции больше, посадок меньше


В погоне за дополнительными средствами почему-то обходится стороной тема борьбы с коррупцией, на которую уходит до 30% украинского ВВП. "Весна придет – сажать будем" – один из лозунгов предвыборной президентской кампании Владимира Зеленского. Но если посмотреть на статистику, результаты по борьбе с коррупцией выглядят не столь внушительными.

Возьмем для примера статью 364 Уголовного кодекса Украины (злоупотребление властью или служебным положением). В соответствии с данными, опубликованными на сайте Офиса генерального прокурора, за 2020 г. по данной статье было зарегистрировано 4 060 правонарушений, а раскрыто (вручено подозрений) – всего 131. В 2021 г. количество преступлений снизилось до 3 955, а раскрываемость увеличилось до 260.

Однако если сравнить ситуацию с 2013 г., мы увидим, что тогда при похожем количестве преступлений – 3 810, а статистика, напомним, велась с учетом Крыма и неподконтрольных ныне территорий Луганской и Донецкой области, раскрываемость была в разы выше – 697 случаев. Поэтому возникает вопрос о качестве работы правоохранительных органов и в целом борьбы с коррупцией в Украине.

Конечно, с помощью налогового давления можно на какое-то время решить финансовые проблемы государства. Но что дальше? Ведь под удар ставятся два миллиона рабочих мест в лице ФЛП (по данным Опендатабот) и легально работающий бизнес.

По сути, в стране создаются условия для планомерного разорения и ухода предпринимателей в "тень", что неминуемо ударит по бюджету. Самое время задаться вопросом: это делается по причине недальновидности?

Ранее мы писали о том, как ситуация на мировых рынках может обернуться против отечественной экономики. Все о налогах и о том, куда уходят наши деньги, – читайте в нашей спецтеме.