Запрет на рекламу лекарств: мнение экспертов

24 ноября 2014, 08:24
Поспешные решения новой власти могут поставить под удар отечественные СМИ

А врачи эту инициативу одобряют. / Фото: Сергей Николаев

Будущие депутаты собрались запретить рекламу любых лекарств. Такой пункт присутствует в парафированном коалиционном Соглашении. Медиаэксперты уверены, это лишит масс-медиа львиной доли заработка и похоронит свободный рынок СМИ.

ПРИЧИНЫ. Политики считают скандальный пункт соглашения одним из путей отучивания украинцев от самолечения. Однако эксперты фармацевтического рынка уверяют, что в данном случае проблема не в рекламе, а в недостаточной информативности инструкций к препаратам. "Они должны подробнейшим образом объяснить, как пользоваться препаратом, чем можно его запивать, чем нельзя. Совместим ли препарат с другими. И реклама здесь ни при чем", — поясняет эксперт Виктор Чумак.

Реклама

СОКРАЩЕНИЯ. По оценкам медиаэкспертов, размещение рекламы лекарственных средств на новостных ресурсах составляет от 15% до 40% общего объема их доходов, то есть лишение СМИ такой части поступлений в условиях кризиса компенсировать не получится — это означает сокращение штата, закрытие изданий. По словам гендиректора Украинской ассоциации издателей периодической прессы Алексея Погорелова, решение крайне поспешное. "Если не будет рекламы лекарств — это ускорит закрытие СМИ, это увольнение редакторов и журналистов, это ускорит кризис в отрасли", — считает Погорелов.

Ведущие объединения области медиа уже обратились к президенту и депутатам с просьбой изъять этот пункт из КС, но пока его только переместили в конец Соглашения. Обращение подписали Ассоциация "Индустриальный Телевизионный Комитет", Независимая Ассоциация Телерадиовещателей, Украинская Ассоциация Издателей Периодической Прессы, Всеукраинская Рекламная Коалиция, Ассоциация "Независимые региональные издатели Украины".

МНЕНИЯ. Политологи не считают, что запрет на рекламу полезен. "Возможно, необходимы просто ограничения, либо какие-то меры ответственности за недоброкачественную рекламу лекарств, но точно не запрет", — сказал нам Владимир Фесенко. Вадим Карасев в свою очередь советует нардепам обратиться к профессионалам. "Хотим похоронить свободный рынок СМИ? Удачи! Но я бы советовал обратиться к тем, кто на этом рынке работает с самого начала". Обычные украинцы тоже недовольны. "Если я буду идти к врачу по каждому своему чиху, мне будет некогда работать! А как, кроме рекламы, я могу вообще узнать, что в аптеке просить?" — говорит 24-летняя дизайнер Екатерина Петрива из Киева. Согласен с ней и 26-летний Алексей Великодний из Харькова: "Я работаю сисадмином и лекарства часто покупаю с доставкой. Когда знаешь, что есть на рынке — проще выбрать. Этот запрет — бессмыслица какая-то. А если из-за него начнут закрываться газеты, которые я читаю — вообще беспредел".

Реклама

Подделки и распространители

Эксперты также уверены, что отсутствие рекламы повлияет и на качество самих препаратов, появление подделок и к возвращению деятельности недобросовестных распространителей "лекарств от всех болезней". "Сейчас реклама стимулирует производителей соблюдать высокие стандарты при производстве и беспокоиться о сохранности своей репутации. Ее ограничения приведет к росту доли некачественных препаратов на рынке и усилению недобросовестной конкуренции", — говорится в обращении медийщиков к президенту.