В Украине запретят некоторые названия брендов

23 июля 2014, 10:44
Соглашение об ассоциации с ЕС вводит новые требования к наименованиям товаров и услуг

Правила создание брендов в Украине станут жестче. Фото: atamekenunion.kz

Украина, подписав Договор об ассоциации с ЕС, берет на себя огромное количество обязательств, связанных с защитой интеллектуальной собственности. Многие из них пока невозможно выполнить, так как в Украине нет еще четкого законодательства в этих вопросах. Например, у нас до сих пор нет механизма сбора роялти за исполнение музыкальных и показ видеопроизведений. Нет никакого контроля патентного троллинга. Но самое главное европейское нововведение, которое может в очень скором времени сказаться на украинском бизнесе, касается самих названий товаров и услуг. Подписав соглашение, Украина предоставит Европе ряд гарантий по защите торговых марок, пишет "Капитал".

Одна из основных норм прописана очень строго: "Продукты, произведенные и маркированные в соответствии с национальным законодательством до того, как настоящее соглашение вступило в силу, но не соответствующие требованиям соглашения, могут продаваться, пока не закончатся на складе". То есть следующую партию товара производить будет рискованно.

Реклама

По словам партнера международной юридической группы AstapovLawyers и руководителя департамента интеллектуальной собственности Натальи Мещеряковой, европейцы могут оспорить ТМ, зарегистрированные с недобросовестными намерениями, а также бренды, идентичные или схожие с торговыми марками, которые присутствуют в Евросоюзе. Главное, чтобы в Европе они появились до даты подачи заявки украинской компании на бренд.

Временные поблажки есть лишь для нескольких групп товаров. Например, названия алкогольных напитков, защищенных на общеевропейском уровне, — "шампань", коньяк, мадера, портвейн, токай, херес и другие — можно использовать в украинских названиях еще десять лет, названия сыров фета, пармезан, рокфор — еще семь лет. Украина также может продолжать употребление названия "Кагор" на собственной территории для украинских крепленых вин, но соблюдать жесткие требования к его производству.

Строго европейское законодательство и к территориальным привязкам в названиях брендов. "Соглашение нацелено на то, чтобы в Украине охранялись европейские географические названия, а за рубежом — украинские", — отмечает Мещерякова. В приложениях к договору приведен небольшой список географических названий, по которым у нашей страны сохраняется приоритет. Например, "черноморский", "аркадия", "славута", "таврия", "галичина" и даже загадочная "шампания" (так называется село в Черкасской области). Поэтому, как вариант, "Шампанское" через десять лет можно переименовать в "Шампаниевское", если европейцы засыплют претензиями.

Реклама

Многие страны сохранили у себя, например, название "коньяк", отмечает маркетинг-директор винно-коньячной группы УАК ОЛИМП Жан­на Никитина. Например, Армения сумела договориться с Францией, которая позволила ей использовать слово "конь­як" в названии своей продукции. Вино­делы США, которые столкнулись с аналогичными требованиями ВТО, используют название California Champagne — "Калифорнийское шампанское". Конгресс США отклонил претензии французских производителей и принял уточняющий закон

Стоит отметить, что в Европе также невозможна регистрация брендов, явно подчеркивающих определенные характеристики товаров, таких как вкус, качество, стиль. Считается, что все это тоже может ввести в заблуждение. Украинский реестр торговых марок сейчас пестрит такими названиями, как "здоровый сок", "профессионализм прежде всего", "снова дешевле". Многие умудряются регистрировать даже общую форму товара, например бутылки. Это больше напоминает патент на промышленный образец, но никак не бренд.

Законодательная база для ограничения таких регистраций в нашей стране существует. И она порой очень схожа с нормами ЕС. Интеллектуальная собственность на бренды охраняется как Гражданским кодексом, так и специальным законом "Об охране прав на указание происхождения товаров". "Однако можно сказать, что защита их практически не работает. Это связано в первую очередь с незаинтересованностью украинских производителей алкогольной, пищевой продукции. Например, намного проще назвать сыр "Фета", чем придумывать новое название и доводить его до потребителя", — сетует патентный поверенный юридической компании IPStyle Мария Ортинская.

Реклама

После подписания Договора об ассоциации все компании, которые захотят поспорить о названиях, должны получить простой механизм поиска брендов. Ведь одним из ключевых обязательств, которое берет на себя Украина, является открытие для общего доступа электронной базы поданных заявок на регистрацию торговых марок. Аналогичные базы на сегодняшний день открыты во многих странах мира. "Это дает возможность отслеживать заявки, своевременно подавать оппозиции против регистрации тех ТМ, которые компания считает поданными с нарушением ее прав", — отмечает Ортинская.