В Кабмине рассказали, сколько денег принесет концессия порта Херсон

21 января 2020, 22:29
Стало известно о том, на каких условиях инвестор получил в концессию Херсонский морской порт

/ Фото: Кабинет министров Украины

Правительство официально подтвердило передачу Херсонского порта в концессию грузинско-швейцарской компании "Рисойл-Херсон". Таким образом, порт Херсона стал первым крупным украинским инфраструктурным объектом, переданным в концессию.

В пресс-службе Кабмина раскрыли детали договоренностей с инвестором.

Реклама

В частности, "Рисойл-Херсон" обязалась единовременно выплатить концессионный платеж в 12 млн гривен (около 500 тыс. долларов) и ежегодно отчислять украинскому государству 7% от дохода предприятия. Компания также приняла обязательство инвестировать в морской порт около 300 млн гривен (12,35 млн долларов) и вложить более 18 млн гривен (740 тыс. долларов) в инфраструктуру региона.

Напомним, сайт "Сегодня" писал о том, что в концессионном конкурсе порта Херсон, организованном Министерством инфраструктуры, приняли участие четыре компании, две из которых – международные (Турция, Грузия-Швейцария).

Реклама

"Рисойл-Херсон" – консорциум компаний "Петро ойл энд кэмикалс" (Georgian Industrial Group) и Risoil S.A. (Швейцария). Доля грузинской группы составляет 60%, швейцарской компании – 40%.

Терминалы швейцарской компании Risoil работают в порту Черноморск, осуществляя перевалку зерновых и масла. Эта компания занимается перевозкой грузов в портах Черного моря, торговлей зерновыми и масличными культурами, производством и торговлей растительным маслом, хранением и переработкой агропромышленных продуктов.

Ранее сайт "Сегодня" писал о том, что в 2020 году Министерство инфраструктуры предложит инвесторам концессионные проекты по управлению морскими портами, автомобильными дорогами, вокзалами и аэропортами.

Реклама

Украинские морские порты, часть которых планируют передать в концессию, – очень привлекательные инвестиционные объекты, приватизация которых затруднена. В прошлом году морские порты впервые за 10 лет рекордно нарастили перевалку грузов. Ее объем преодолел отметку в 150 млн тонн.

Напомним, в октябре президент Украины Владимир Зеленский подписал закон о концессии. Документ вносит изменения в 25 законодательных актов Украины. Предполагается, что новый закон позволит развивать инфраструктуру страны за частные деньги, не выводя ее из госсобственности.

О преимуществах концессии рассказывал и премьер-министр Алексей Гончарук. По словам премьера, частные инвесторы "через государственно-частное партнерство отстроят тысячи километров качественной инфраструктуры по всей стране".

Кроме того, мы писали о том, как инвесторы из Катара и Украины соревновались за право концессии морского порта "Ольвия" в Николаеве. Тогда Гончарук написал о том, что реализация проекта принесет 66 млн долларов инвестиций, 3 млн долларов муниципальных инвестиций, а также 3 млн долларов ежегодных концессионных платежей.

Что такое концессия?

Концессия – одна из форм государственно-частного партнерства. Ее суть в том, что государство, признавая неготовность самостоятельно справиться с конкретной задачей, временно продает частнику право на владение и пользование определенным имуществом.

Для государства концессия выгодна тем, что она:

  • привлекает частные деньги, сохраняя госсобственность;
  • может повысить эффективность управления объектом, за счет этого усилить конкуренцию в отрасли и/или качество услуг.

Концессионер получает:

  • доступ к ранее недоступным привлекательным и стратегически важным экономическим объектам;
  • распределение рисков;
  • госгарантии возврата вложенных средств (как минимум, существенной части).

Концессия эффективно применяется в международной практике более 100 лет. По данным Всемирного банка, в развивающихся странах на долю концессий приходится до 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспорта (железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты).