Украинцы впали в "покупательскую" депрессию

4 ноября 2015, 08:36
Потребдоверие в стране подросло, но по факту люди боятся тратить деньги

Индекс потребдоверия улучшается, но остается едва ли не худшим в мире. Фото: ТАСС

Индекс потребительского доверия в Украине в третьем квартале 2015 года поднялся до уровня в 51 пункт, что на 3 процентных пункта (п. п.) больше, чем во 2 квартале 2015 года. Об этом свидетельствуют результаты исследования глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey), передает Экономическая правда.

После значительного падения в первом квартале 2015 года индекс в Украине продолжает свой рост уже второй квартал подряд.

Реклама

Тем не менее, Украина все еще занимает 2 место среди самых пессимистически настроенных стран мира после Южной Кореи. В целом, глобальный Индекс потребительского доверия вырос на 3 пункта до 99, что является самым высоким показателем с 2006 года.

Украина все еще занимает 2 место среди самых пессимистически настроенных стран

В Украине все три ключевых показателя, на основе которых рассчитывается Индекс, остались практически на том же уровне, что и кварталом ранее. Все еще значительная часть респондентов считает, что сейчас не лучшее время для покупки вещей, а финансовое положение и перспективы в работе ближайшие 12 месяцев оставляют желать лучшего.

Реклама

Несмотря на то, что в Украине индекс потребительского доверия в 3 квартале вырос, больше украинцев пессимистически смотрят на состояние экономики в стране – так 96% опрошенных думают, что сегодня страна находится в состоянии экономической рецессии – это на 2% больше, чем в прошлом квартале.

Большинство украинцев продолжили экономить на покупке одежды

Данный показатель является одним из самых высоких в мире, выше только в Венесуэле, где 98% считает, что экономика страны находится в состоянии падения. Для сравнения, в Хорватии эта цифра составляет 91%, Греции 89%, России 79% (+14 п. п.), в Польше 54% (-10 п. п.).

Большинство украинцев продолжили экономить на покупке одежды (64%). Число тех, кто экономил на других статьях расходов, незначительно снизилось – так, 56% опрошенных (на 2 п. п. меньше, чем во 2 квартале 2015 года) пытались экономить на газе и электроэнергии, 49% сократили расходы на развлечения вне дома и 49% экономили на отпуске.

Реклама

Согласно исследованию, 23% украинцев заявляют, что у них не остается свободных средств после покупки товаров первой необходимости, что меньше, чем во втором квартале 2015 года, когда так ответили 28% респондентов.

По сравнению с предыдущим кварталом больше украинцев планирует тратить деньги новую одежду (32% – рост на 8 п. п.), на отпуск и праздники (28% – рост на 5 п. п.) и делать сбережения (26% – рост на 2%).

По-прежнему основными причинами беспокойства украинцев являются война (60%, что на 4 п. п. больше, чем во 2 кв. 2015 года) и экономическая ситуация в стране (28%, +2 п. п.). Также больше украинцев стало волновать повышение цен на коммунальные услуги (27%, +2 п. п.), а меньше – цены на потребительские товары (17%, -2 п. п.).

Для сравнения, в мире состояние рынка труда и экономики лидируют среди основных причин обеспокоенности людей за последние полгода (30% и 22% соответственно), однако в Европе растет обеспокоенность ростом терроризма по всему миру – 18% респондентов (+7 п.п.).

Омечатется, что среди крупнейших мировых экономик в США в 3 квартале 2015 года Индекс потребительского доверия показал рост сразу на 18 пунктов (119), что стало самым высоким показателем для страны за все 10 лет измерения.

Потребительское доверие в Европе продолжает рост третий квартал подряд – в 21 европейской стране из 32, где проводилось исследование, зафиксировано увеличение индекса потребительского доверия, в результате чего региональный индекс достиг отметки 81 пункт – самый высокий показатель с 2008 года.