Украинские магазины спешно меняют ассортимент товаров

14 мая 2014, 09:27
Эксперты считают, что ритейлерам пора уменьшить разнообразие торговых марок

Большинство акционных товаров - российского производства / Фото: Григорий Салай

В преддверии широко анонсированного кризиса торговые сети начали сокращать ассортимент. Об этом пишет forbes.ua.

"Содержать былое количество товаров сетям невыгодно, – отмечает директор Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. – Пока сокращение незначительное – максимум до 10%".

Реклама

При этом ритейлеры не скрывают, что ждут оживления рынка после получения траншей от МВФ и президентских выборов. "Если же в июне существенных изменений не произойдет, придется резать ассортимент до 30%", – считает эксперт.

Кроме того, большинство экспертов говорят о сокращении числа покупок. Некоторые торговые сети отмечают незначительный рост среднего чека, но он связан с повышением цен.

Раздутый ассортимент стал одной из причин закрытия ряда магазинов украинских торговых сетей в кризисном 2009-м. Тогда многие ритейлеры сократили число товаров в среднем на 18%. Нынешние управленцы учли горький опыт прошлых лет и занялись оптимизацией ассортимента заблаговременно.

Реклама

"Предприятие получает прибыль за счет оборачиваемости средств, – подчеркивает начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман. – Поэтому мы ежемесячно анализируем продажи. Если товар показывает низкие результаты, он выводится из ассортимента". 

"Украинские сети изначально очень сильно разбаловали потребителя. Нигде в мире нет такого широкого выбора товаров", – рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. При оптимизации ассортимента эксперт рекомендует перенимать европейский опыт. В западных странах, как правило, товарная линейка включает 2-3 бренда, занимающих 60-70% места на полке, и несколько собственных торговых марок: "В украинских же супермаркетах до сих пор многие товарные группы насчитывают до 10 позиций. Сокращаться есть куда. Даже в разы".

В первую очередь ритейлеры избавляются от невыгодных позиций. "Главным критерием оптимизации ассортимента остается анализ прибыли/продаж торговых марок, товарных позиций в разрезе занимаемого места на полке", – отмечает соучредитель компании "Доминанта Фуд", экс-коммерческий директор Fozzy Group Павел Бойко.

Реклама

Ориентация на потребительские предпочтения уже побудила ритейлеров уменьшить долю некоторых категорий товаров. В лидерах по падению спроса – российские марки, что вызвано набравшей обороты в соцсетях акцией по отказу от товаров страны-агрессора. По оценке Бойко, продажи товаров из РФ в среднем упали на 35%, отдельных марок – более чем на 50%. К примеру, продажи чая российского производства сократились в целом на 20%. В западных и центральных регионах падение доходит до 60%, свидетельствуют данные Украинской Ассоциации поставщиков торговых сетей.

"Сейчас во многих сетях практически все акционные товары – российского производства. После распродаж их место займут украинские марки", – полагает Дорошенко. После укрепления доллара просели продажи и товаров, импортируемых из других стран. Их подорожание на 50-60% сразу отметили потребители. Правда, точных цифр сокращения числа таких товаров ритейлеры пока не называют. "Наиболее проблемными являются товары длительного пользования, особенно импортные", – резюмирует заместитель директора GfK Ukraine Глеб Вышлинский..

Еще одно трендовое падение демонстрируют дорогие товары. "В кризис многие покупатели переориентируются на более низкий ценовой сегмент, – отмечает директор информационно-аналитического агентства "Союз-Информ" Владимир Мамонтов. "Верхний ценовой сегмент сейчас нет смысла менять. Даже при гипотетическом сокращении количества покупок в нем в 1,5-2 раза, финансовые показатели серьезно не упадут из-за и так небольшой доли последнего в продажах", – рассказывает коммерческий директор ПАО "Ритейл Групп" Дмитрий Каширин.

Покупатели стали мигрировать и по товарным категориям. Дорогие молочные десерты украинский потребитель стал заменять йогуртами, коньяк и водку "променял" на виски, украинские и грузинские вина – на "тихие" вина Европы. "Последние два года наиболее быстрорастущий сегмент в алкоголе – виски, поскольку его цена почти сравнялась с ценой на отечественный коньяк и водку, – рассказывает Разумова из "Ритейл-групп". – Сети предлагают большой выбор недорогих качественных испанских, французских, чилийских вин, цены на которые не сильно отличаются от украинских и дешевле многих грузинских".

Напомним, продавцы в некоторых украинских супермаркетах маскируют происхождение товара поддельными штрих-кодами, чтобы увеличить продажи продуктов из РФ.