Украинцы стали экономить на всем, кроме оружия

21 июля 2014, 10:08
Бизнесмены пытаются оживить рынок за счет партиотических настроений

Больше всего от патриотизма украинцев выиграли отечественные производители продуктов / Фото: Григорий Салай

Патриотизм украинцев оказался единственным фактором, затормозившим падение на многих рынках потребительских товаров. Инфляция, курсовые качели, нестабильная политическая ситуация привели к падению спроса на продовольствие, товары быта, одежду, обувь, пишет "Капитал".

Бизнесмены пытаются удержать спрос за счет патриотических настроений. Ритейлеры один за другим отказываются от российский товаров в пользу украинских или европейских.

Реклама

"Несколько супермаркетов, чтобы срок хранения российских товаров не закончился, выставляют его отдельно, как акционный товар, и продают со скидками. Многие позиции, например, российской молочной или кондитерской продукции с полок исчезают", — констатирует директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Один из торговцев косметики, пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что смог реализовать практически весь товар благодаря акции "Украинское — значит лучшее".

"Я не очень верил в успешность этой кампании, но результаты превзошли все ожидания", — говорит он. Правда, собеседник сомневается, что получится повторить успех. Патриотический спрос носит краткосрочный характер, говорят продавцы сувениров, полиграфических услуг и рестораторы. И сразу же добавляют: причина — в отсутствии платежеспособного спроса, а не падении патриотических настроений.

Реклама

Однако не все могут заработать на патриотизме. Например, украинские фабрики 90 % продукции шьют по давальческим схемам за границу. Исполнительный директор Всеукраинского объединения работодателей легкой промышленности "Укрлегпром" Татьяна Изовит говорит, что неоднократно сталкивалась с вышиванками, произведенными в Китае. Одежда, в том числе и продукция с вышивкой, завозится в Украину по заниженной таможенной стоимости и контрабандой. По данным "Укрлегпрома", в 2013 г. украинцы потребили товаров легкой промышленности на 80 млрд грн, тогда как по официальной статистике — 26,3 млрд грн. Отечественным предприятиям сложно конкурировать с нелегально завезенной продукцией. Китайская трикотажная футболка с украинской вышивкой продается по 130‑150 грн, тогда как такая же продукция местного производства обойдется покупателю около 200 грн.

Покупки на военные нужды

Особняком стоит рынок военной амуниции. На армии украинцы экономить не хотят, поэтому на страну-производителя не смотрят. 

Реклама

Часть амуниции закупается в Украине. По словам директора профильного магазина Олега Пластовца, спрос на защитные очки в январе-июне вырос как минимум втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "На Майдане много пострадавших получили травмы глаз от осколков", — поясняет он. Внутри страны закупается также военная форма, бронежилеты, каски. 

Существующий спрос сильно превышает предложение, поэтому многие волонтеры закупают необходимую амуницию за рубежом самостоятельно или у посредников. И если собственники украинских магазинов, торгующих амуницией, стараются реализовать товар со скидками или по себестоимости, то посредники зачастую не жертвуют маржой.

Российские товары

А вот спрос на российские товары с начала года снизился на 35‑40 %, говорит Дорошенко. "Под бойкот попало много товаров, которые производятся в России крупными международными компаниями, и сейчас поставщики ищут замену таким товарам в Европе", — рассказывает он.

Ритейлеры быстро адаптировались к предпочтениям покупателей. "Собственно российских марок у нас единицы. Есть товары известных международных компаний, производимые на территории России. Но если и такую продукцию потребители перестанут покупать, мы гарантируем, что выведем ее из ассортимента", — отметили в Fozzy Group. Снизили закупки товаров российского производства в сети "Фудмаркет". "Покупатели отдают предпочтение украинским товарам, российские залеживаются", — сообщили в компании. Например, потребители отказываются от импортного чая и сладостей. 

По данным GfK Ukraine, жители центральной части страны в апреле (пик бойкота) потратили на российские товары на 24 % меньше, чем в марте. Киевляне и жители Западной Украины сократили свои расходы на эту продукцию на 16 %, восточных регионов — на 6 %, а потребители северных областей всего на 1 %.

Выиграли от бойкота в первую очередь производители продовольствия, считает руководитель аналитического департамента консалтинговой компании "ААА" Мария Колесник, ведь продукты питания — товары, которые чаще всего покупают.