Сводим счеты, или как составить бизнес-план

1 ноября 2014, 08:02
Как правильно составить бизнес-план и можно ли начинать свое дело в кризис, рассказывают наши эксперты в рубрике "Школа бизнеса"

В кризис, когда работу найти сложно, многие украинцы задумываются: а не начать ли собственное дело? Как правило, проблем с определением бизнес-идеи не возникает – люди стараются стартовать в тех направлениях, с которыми хорошо знакомы. Так, продавец, скорее всего, решит открыть магазинчик, а парикмахер – салон красоты. Но ко многим вопросам предприниматели-новички оказывают не готовы. Как то: где найти деньги на старт; как правильно расписать этапы реализации проекта; где почерпнуть знания по заполнению налоговых деклараций и ведения бухгучета. Ответы на эти вопросы "Сегодня" предоставит читателям в новой рубрике "Школа бизнеса", которая будет выходить два раза в месяц. Новый проект мы начнем с главного: тонкостей составления бизнес-плана. А в каждом следующем выпуске мы будем рассказывать читателям, как открыть собственное дело – будь то хостел, разведение кроликов, парикмахерская или сфера высоких технологий, – и знакомить их с опытом людей, уже достигших успеха в бизнесе.

ОТ А ДО Я. Что такое бизнес-план? Эксперты ответят коротко: подробный план действий, который содержит сведения о фирме, товаре, специфике производства, рынках сбыта, маркетинге, а также показатели, которых должна достигнуть компания за определенный период времени. По словам аналитика "Простобанк консалтинг" Ивана Никитченко, жестких требований к написанию бизнес-плана нет: документ может начинаться, например, с описания услуги/товара, маркетинговых исследований, а завершаться финрасчетами и прогнозами, а может – и наоборот. "В бизнес-плане должно быть четкое видение проекта на рынке – сегодня и завтра. Абстрактные понятия типа "лидер рынка" или "завоевание позиций" – ликвидировать! Все должно быть четко и лаконично расписано: "Сегодня я планирую продажи 100 единиц по цене 10 грн, а конкуренты продают столько за столько-то. Через год объем рынка составит столько-то, и я буду продавать 120 единиц за 12 грн, – объясняет Никитченко. – В то же время документ нельзя перегружать цифрами, чтобы инвесторы могли понять бизнес-идею". По словам эксперта, огромным плюсом в бизнес-плане будет присутствие нескольких сценариев развития: "Например, при курсе 12 грн/$ мы будет зарабатывать столько, а при 14 грн/$ – столько. Оставаться в плюсе мы будем до курса 18 грн/$. Это даст уверенность инвесторам и банкам в том, что стартапер понимает рынок и бизнес-идею и может составить реалистичные прогнозы".

РИСК ОПРАВДАН. Лучше всего стартовать в кризис с недорогими бизнес-проектами – это поможет минимизировать риски, считает глава набсовета банка "Национальный кредит" Андрей Онистрат. "Если человек займется продажей кофе в небольшом магазинчике или продавать аксессуары, сделанные своими руками – то такие бизнес-идеи не требуют больших денег, их можно можно реализовать за счет личных накоплений. Тогда не надо прописывать бизнес-план на сто страниц. Но вообще без плана не обойтись – ведь нужно просчитать расходы, доходы, определить конкурентов, придумать изюминку. Тогда успех гарантирован", – поясняет Онистрат. Начальник департамента маркетинга и сегментов UniCredit Bank Дмитрий Коваленко также считает, что бизнес-план нужен не только для получения инвестиций или кредита в банке. "Это своеобразная "дорожная карта", и она пригодится самим предпринимателям – для лучшего понимания целей, задач и способов их достижения". "При разработке бизнес-плана лучше пользоваться шаблонами. Но переделывать чужой бизнес-план нельзя: это мешает правильно "настроить мозги", продумать все аспекты будущей бизнес-деятельности", – отмечает Коваленко.

КУДА СТУЧАТЬСЯ. В поиске денег для открытия бизнеса могут помочь, как говорят в США, три FFF – Friends, family and fools. "Значение третьей F в последнее время изменилось – она символизирует не "дураков", а бизнес-ангелов – успешных в аналогичном бизнесе людей, которые могут помочь деньгами, советами и связями", – поясняет бизнесмен Дмитрий Лисицкий. По его словам, стартовый капитал можно "наколядовать" также в грантовых структрурах, бизнес-инкубаторах: "Эти организации занимаются поддержкой проектов молодых предпринимателей на всех этапах".



Составляем бизнес план: шпаргалка для начинающих

1. Титульный лист, содержание, вступление-резюме

Резюме должно ознакомить инвестора или банкира с сутью – выжимкой бизнес-идеи. Здесь логично указать название проекта; характеристику организации; описание самого проекта (начало работы "с нуля" или расширение бизнеса); краткие сведения о инвесторах, управленцах, команде; преимущества предлагаемой продукции; долгосрочные и краткосрочные цели проекта; наличие разрешительных документов; экономические показатели эффективности стартапа; прогноз финансовых результатов, предлагаемая схема финансирования, риски и система страховок и т. д.  

2. Маркетинг

Сюда можно включить анализ ситуации на исследуемом рынке, конкурентоспособность вашего проекта, маркетинговый план действий. Здесь важно изучить спрос и предложение на рынке; проанализировать основных производителей и конкурентов – отечественных и иностранных; определить занимаемую нишу и разъяснить, в чем заключается уникальность вашего товара, а также перечислить ваши конкурентные преимущества; нарисовать портрет целевой аудитории. Можно также попытаться спрогнозировать пути дальнейшего развития вашего проекта при воздействии различных внешних факторов – например, если курс доллара будет резко меняться, или если ваш товар является скоропортящимся или сезонным. Нельзя забывать и о стратегии продаж – какую рекламу будете использовать, планируется ли система скидок, акций и т. д.

3. Производство

В этой части бизнес-плана надо указать объем необходимых средств, описать технологию работы: какие помещения будут задействованы (арендованные или собственные, требуют капремонта или нет); какое оборудование планируется использовать (современное или требующее обновления); количество персонала и их квалификация (потребуется ли им улучшение навыков).

4. Финансы

В данном разделе нужно обосновать первоначальный объем необходимых денежных средств; спрогнозировать будущие доходы и расходы; календарный план выхода на самоокупаемость, получение прибыли. То есть расходы можно "рассортировать" следующим образом: сырье, аренда, ремонт, зарплата, "коммуналка" и прочее. Что касается прогноза окупаемости проекта и вывода его прибыльность, то желательно, чтобы этот срок не превышал одного-трех лет. Для этого можно просчитать разные сценарии реализации бизнеса (оптимистичный и пессимистичный) и придерживаться усредненных показателей, полученных в итоге. Причем важно, чтобы прогнозы – по налогам, балансу, убыткам и прибыли, движению денежных потоков и прочее – были составлены хотя бы на тот период, пока проект будет выходить на самоокупаемость.

5. Риски

Тут стоит прописать анализ рисков стартапа, ведь в ходе реализации новой бизнес-идеи редко получается не отклоняться от прописанных в бизнес-плане показателей. Есть такое понятие, как "чувствительность" проекта: такой анализ позволяет определить устойчивость нового дела в ходе изменения ключевых сценариев (например, что делать, если резко упали объемы продаж, или если резко обвалилась нацвалюта). Описание рисков проекта позволяет заранее определить, какие внешние и внутренние факторы могут больше всего повредить вашему бизнесу, а также определить возможные пути для нейтрализации этого негативного влияния.

Реклама



Начинать бизнес лучше в кризис

Многие украинцы боятся стартовать со своим проектом в кризис. И зря, уверен директор компании All.biz Дмитрий Лисицкий – ведь сейчас на рынках снижается конкуренция, а старые бизнес-модели не работают: "У потребителей меняются предпочтения, они хотят что-то новое. Поэтому свежие идеи могут стать твердой платформой для бизнеса, когда экономика начнет расти". В качестве примера эксперт приводит кризис 1995-2001-х – тогда лопнул экономический пузырь, образовавшийся из-за взлетевших акций американских интернет-компаний. Бизнес-модели этих компаний предлагали использовать интернет в качестве дохода, и они оказались неэффективны. Поэтому многие ИТ-фирмы сократили штаты и искали варианты дешевого найма сотрудников. Тогда в Украине активно заработал аутсорсинговый бизнес: иностранные компьютерные компании передали определенные функции на обслуживание в нашу страну. В итоге американские работодатели удешевили найм сотрудников, а наши программисты получили новые рабочие места и высокие зарплаты.
 
По мнению Лисицкого, для нового проекта лучше искать идеи из своего опыта, дабы не прогореть: "Бывает, сходит человек в ресторан, а там меню неправильное и официанты медленные. Он бросает работу в надоевшем рекламном агентстве, открывает кафе – и прогорает, ведь чужой бизнес всегда кажется легким. Поэтому лучше не рисковать и открывать свое дело в сегменте, который знаешь". Впрочем, продолжает инвестор, в мире немало успешных бизнесов, открытых людьми, не имевшими опыта – хоть они в начале пути и теряли деньги из-за ошибок и экспериментов: "Успех такого бизнеса основан на найме опытных сотрудников, копировании конкурентов и использовании принципов аналогичного бизнеса из других стран".

Инвестор считает, что в кризис открывать свое дело можно в любом секторе экономики – ведь потребности людей не меняются, только меняются приоритеты: "Можно сыграть на человеческих слабостях. К примеру, люди в кризис хотят экономить, что для бизнеса означает сокращение потребления. Но это не совсем так: человек может начать тратить больше, думая, что экономит. Поэтому, если продавец предложит товар в "экономной обертке", покупатель легко попадется на уловку "купите сапоги с 70% скидкой". Еще одно любопытное наблюдение: в кризис открывать бизнес выгодно даже в индустрии развлечений. "Сейчас может вырасти спрос на доступные развлечения. Так, в США, в кризис-2008, резко выросли продажи кинотеатров. Поэтому если дать человеку ощущение, что ваш товар поможет ему пережить стресс, он обязательно купит больше", – уверен Лисицкий.

Не прячьте бизнес-идеи

Решив открыть собственное дело, не стоит спешить и прощаться со своей работой, предупреждает разработчик программного обеспечения и создатель нескольких стартапов Евгений Компаниец. "Самый правильный способ стартовать с проектом: получить первый контракт или продать товар, но не бросая основное место работы. То есть начинайте свой бизнес в свободное время – по вечерам, в выходные. Это обезопасит вас от непродуманных рисков. Ведь многие начинающие бизнесмены делают одну и ту же ошибку – открывают свое дело, оставаясь без средств к существованию – и не проверив при этом, пользуется ли спросом их продукция", – поясняет программист.

Следующий шаг, важный для реализации бизнес-проекта – популяризация идеи: рассказывайте друзьям и знакомым о вашей продукции; спрашивайте, купили ли бы они такой товар. И, пока ваша идея не превратится в конкретный доход, не расслабляйтесь. "Можно попробовать вывести товар на рынок в почти готовом виде – пусть ваши знакомые его протестируют бесплатно. И если он им понравится, будьте уверены: вашу продукцию захотят купить. А если отзывы будут негативными – не бойтесь радикально изменить идею. Возможно, обновленная версия продукции окажется подходящей для продажи", – говорит Компаниец. По его словам, благодаря такому подходу, оказаться успешной может любая идея, даже если изначально она была не бизнесовой. Неслучайно ведь популярная теперь соцсеть "Фейсбук" в свое время стартовала как веб-сайт для студентов Гарвардского университета.

И, наконец: не скрывайте вашу бизнес-идею от широкой аудитории. "Не бойтесь ее потерять – сами идеи стоят очень мало. Нужно еще умудриться ее реализовать", – советует Евгений Компаниец. Поэтому эксперт рекомендует подготовить красноречивую презентацию проекта, научиться коротко, легко и понятно рассказывать окружающим о новом бизнесе, разработать план дальнейшего развития и искать выходы на инвесторов.