Супермаркеты в Украине отказались от развития

20 мая 2015, 08:30
Ритейлеры в первом квартале открыли лишь 47 продовольственных магазинов – это минимальный показатель за последние пять лет

Продуктовые супермаркеты сократили открытие новых "точек". Фото: AFP

Продовольственные ритейлеры практически отказались от развития. В первом квартале этого года игроки открыли только 47 магазинов, подчитала исследовательская компания GT Partners Ukraine. Для сравнения за январь-март прошлого года, сети расширились на 92 торговые точки. Эксперты уверены, что развитие рынка тормозит падение покупательской способности, дорогое банковское кредитование и курсовые качели, пишет ABC News.

Сегодня, по данным экспертов, в Украине работает 3,33 тыс. продовольственных магазинов.

Реклама

Большая часть новых точек — дискаунтеры и "магазины у дома". "В первом квартале на них пришлось 83% от общего количества открытых объектов, тогда как за аналогичный период их доля составила 33%", — отмечает директор GT Partners Игорь Гугля.

Смена приоритетного формата и замедление темпов развития ритейлеров имеют одну причину — экономическую. Ситуация в банковской сфере не способствует выдаче кредитов, а на собственные деньги могут развиваться далеко не все операторы, говорит директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева.

"Возросли расходы на запуск, значительная часть которых привязана к долларовой составляющей", — отметила она.

Реклама

У банков нет свободных средств из-за оттока депозитов (по данным НБУ с января по март он составил 18 млрд грн), а Национальный банк реально выдает рефинансирование под 33% годовых в гривне.

В открытие одного "магазина у дома" нужно вложить около 1 млн грн, в супермаркет — 8‑12 млн грн, а в гипермаркет — около 24 млн грн, подсчитывает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий.

"Магазин небольшого формата может окупиться за два-три года", — добавляет он.

В смене приоритетов по формату свою роль сыграла и отсутствие подходящий больших помещений, но все же основная причина носит экономический характер.

Реклама

Рынок продовольственной розницы практически насыщен, поясняет антирекород по развитию сетей председатель правления Инвестиционно-трастового банка Александр Подолянко. По данным Государственной службы статистики, в январе-марте розничный товарооборот в Украине сократился на 25,6% и составил 103,9 млрд грн.

Косвенно это подтверждает и совладелец продовольственной сети "Фуршет" Игорь Баленко, по словам которого, обороты ритейлеров в первом квартале выросли примерно на 5-7% в денежном выражении по сравнению с таким же периодом 2014 года. "Но количество проданных наименований товаров снизилось", — заметил он. По словам трех директоров ритейлеров, с начала года цены на продукты на полках продовольственных магазинов выросли в среднем на 30-40%.

До конца года темпы развития сетей не вырастут, уверен Гугля. "Мы предполагаем, что сети откроет вдвое меньше магазинов по сравнению с прошлым годом", — замечает он. Связано это с тем, что до конца текущего года экономическая ситуация в стране не улучшится.