Советы начинающим предпринимателям: как использовать маркетинг в бизнесе

3 июня 2018, 05:01
Перед стартом бизнеса полезно организовать маркетинговое исследование

Фото: из открытых источников

Маркетинговое исследование рынка является важным этапом перед запуском своего дела. В таком анализе нужно изучить объем и потребности интересующего рынка; ассортимент продукции/услуг, предлагаемых другими участниками; уровень конкуренции в целом и в сегментах/регионах. Как правильно организовать исследование, разъяснил экономист Иван Хохлов.

БАЗА

В обзоре важно осветить объем интересующего рынка.

Реклама

"Объем рынка — это объем продаж на нем за последние годы. Информация позволит понять, сколько реализуется продукции/услуг и какова динамика: это важно знать, ведь крупный рынок может падать в последние годы, и тогда динамика предупредит, что через несколько лет делать тут будет нечего. И наоборот, малый рынок сегодня, но с большими темпами роста последних лет, интересен, чтобы зайти", — говорит Хохлов.

Перспективными, например, можно считать рынок электрокаров и комплектующих: инфраструктура не развита, и есть потенциал хорошего роста.

Еще одна важная позиция исследования — потенциальный объем рынка, то есть сколько потребители теоретически могут приобретать продукции или как вырастет спрос при изменении цены, улучшении характеристик товара/услуги.

"Чтобы просчитать показатели, надо понимать специфику рынка. Может оказаться, что изменение цены на 5% кардинально меняет спрос, а небольшое улучшение товара привлечет потребителей с других рынков. Например, открытие по Киеву большого числа точек продажи кофе в разы увеличило объемы продаж напитка", — разъясняет экономист.

Надо изучить и уровень конкуренции на рынке: какие компании присутствуют, какова их доля, кто ушел и кто собирается зайти.

Реклама

"Возможно, рынок уже поделен между компаниями, и "втиснуться" с новым предложением не получится. Или наоборот, крупный игрок покинул нишу, и можно занять его место", — уточняет Хохлов.

Еще в исследовании нужно провести сегментацию рынка — по типам продукции/услуг, географическому покрытию.

"Например, предложение компаний сосредоточено в Киеве, а в регионах спрос не удовлетворен. Тогда есть где развернуться", — говорит экономист.

Нельзя упускать из внимания и ситуацию в смежных рынках, то есть какой продукцией/услугами потребители могут пользоваться взамен возможным предложениям.

"Смежные рынки могут отбирать объемы ключевого рынка, и наоборот — "перетягивать" потребителей в ключевой рынок. Например, продукция пивоварни будет востребована у любителей пива и потребителей водки, вина", — акцентирует Хохлов.

ПУТИ

Собирать эту информацию можно по-разному.

Реклама

"Развитие интернета и открытие госбаз данных позволяет найти данные по ПК. Но надо понимать, где и какую информацию искать", — уточняет Хохлов.

Можно использовать результаты исследований организаций, фондов, аналитцентров и опыт других стран (они, как правило, платные). Данные основных конкурентов можно найти на их сайтах или страницах в соцсетях.

"Анализ конкурентов покажет, какие маркетинговые инструменты привлечения потребителей работают лучшие, а какие — хуже", — уверен Хохлов.