Повышение ренты на добычу железной руды: новое препятствие для выживания промышленности

3 марта 2015, 16:05
2 марта Верховная Рада существенно увеличила некоторые рентные платежи, что может привести к остановкам производств и потере рынков

Фото: из архива "Сегодня"

Верховная Рада на внеочередном заседании в понедельник приняла правки в Налоговый кодекс (законопроект №2213), увеличив ставки рентной платы за пользование недрами. В частности, депутаты увеличили с 20% до 70% ставку рентной платы за добычу газа для нужд населения,  "минимум в полтора раза" – рентную плату за добычу железной руды, а также  с 0,64 доллара за тонну 2,4 доллара на 100 км повысили плату за транзитную транспортировку аммиака.

Напомним, что рентная плата – это платежи в бюджет для предприятий, которые получают прибыль благодаря своей деятельности, связанной с использованием природных ресурсов. В Украине ее вносят те, кто пользуется: недрами как для добычи полезных ископаемых, так и для других целей; радиочастотным ресурсом; водой и лесными ресурсами (в специальных целях), а также те, кто занимается транспортировкой нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами, транзитной транспортировкой трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины.

Реклама

Кабмин, который готовил соответствующий законопроект, планировал увеличить только плату за газодобычу, а транспортировка аммиака и добыча железной руды были добавлены прямо в зале, перед голосованием.

Добыча газа

Логика повышения платы за газодобычу объяснена в пояснительной записке к законопроекту: "Экономическая ситуация в стране в настоящее время вызывает необходимость в увеличении тарифов на природный газ, реализуемый для нужд населения. Вследствие роста цен, по которым будет закупаться добытый природный газ у газодобывающих предприятий, будет расти их доход. Также сокращается перекрестное субсидирование. Поэтому предлагается увеличить ставку рентной платы". Правительство считает, что за счет этого можно получить около 9 млрд грн, которые будут направлены на прямую поддержку домохозяйств с низкими доходами. Но утверждение в пояснительной записке, что повышение рентной платы "увеличит чистые доходы газодобывающих предприятий, которые будут использованы на дальнейшее развитие отрасли" вызывает недоумение – как перечисление части прибыли может увеличить чистые доходы?

Реклама

Теперь ставка рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа из залежей, расположенных на глубине до 5 км, будет не 20%, а 70% от стоимости товарной продукции предприятия. Для нововведенных скважин (после 1 августа 2014 г.) и зарегистрированных в Государственном реестре в течение двух лет будет применяться понижающий коэффициент в размере 0,55%, т.е. ставка составит 38% вместо 70%. Эта мера, по мнению Кабмина, должна стимулировать увеличение газодобычи.

Нужно отметить, что в конце июля прошлого года Рада уже увеличила ренту за пользование газовыми недрами почти в два раза.

Добыча железной руды давно "под прицелом"

Реклама

Желание власти повысить плату на добычу железной руды в последнее время можно вообще считать хроническим. Так в марте 2014 г. в результате расширения базы налогообложения и повышения ставки налога на добычу железной руды до 5%, налоговые платежи предприятий ГМК увеличились в 4-5 раз. А с 3 августа ставка налога на добычу железной руды была временно повышена до 8%. Тогда Сергей Беленький, глава Федерации металлургов Украины (ФМУ), говорил, что если рентная плата повысится, государство лишится налогов, а горнорудная отрасль – инвестиций. Это мнение разделял и Михаил Волынец, председатель Независимого профсоюза горняков (НПГУ) Украины: "Сложные условия добычи руды в Украине, наряду со снижением цен на сырье на основных рынках сбыта, итак поставили некогда рентабельную отрасль на грань выживания. После мартовского повышения рентные платежи горнорудных компаний доходят до 15% себестоимости. Еще большее увеличение налоговой нагрузки приведет к остановкам производства и потере рынков".

В конце прошлого года говорилось, что повышение рентных платежей привело к изъятию из оборота добывающих предприятий 1,5 млрд грн, что практически остановило инвестиции в развитие рудных и металлургических предприятий.

Но не стоит забывать, что государство выкачивает деньги из предприятий и другими способами, например, за счет невозмещения НДС. По состоянию на 1 февраля текущего года долг государства перед бизнесом по невозмещенному НДС составил 14,8 млрд грн – такую цифру приводит ГФС. Но Федерация работодателей заявляет, что долг к началу текущего года достиг 19,3 млрд грн. При этом 6,8 млрд грн государство вернуло НДС-облигациями, т.е. фактически заменило один долг другим.

В декабре ФМУ и Федерация работодателей горняков письменно обратились к руководителям страны с просьбой инициировать вопрос снижения платы за недропользование при добыче железной руды. Авторы обратили внимание на рекордное снижение цен на железную руду в мире: с 136 долларов за тонну до 70 долларов. Такое падение цен означает, что целая подотрасль ГМК может стать убыточной, поскольку большая часть сырья экспортируется в виде концентрата, поставки которого за рубеж уже сегодня находятся на грани рентабельности. В письме говорилось, что украинские металлурги и горняки не против создания новой, современной системы платежей за недропользование в Украине. Однако разработка налоговой реформы проходит без привлечения работодателей отрасли, и их предложения не учитываются властью.

По итогам 2014 г. производство железорудного концентрата в Украине сократилось на 2%, агломерата – на 12%, окатышей – на 9%.

В сбыте ЖРС доля экспорта в прошлом году приблизилась к 60% (в 2013 г. она составляла 45%). Поставки на внутренний рынок уменьшились на 18%, а объем экспорта увеличился на 9%.

И такой итог закономерен – если в стране остановлено около 40% сталеплавильных мощностей, то добываемое сырье приходится продавать за рубеж, несмотря на неблагоприятную ценовую конъюнктуру (в прошлом году Украина заработала на экспорте ЖРС 3,3 млрд долларов против 3,7 млрд в 2013 г.).

Обвальная девальвация гривни сделала украинское сырье более конкурентоспособным на внешних рынках, но это не сильно радует экспортеров. Во-первых, в затратах самих ГОКов велика доля импорта, в валюте номинированы затраты на фрахт и даже услуги украинских портов. Во-вторых, при росте экспорта увеличивается и объем средств, замороженных в виде невозмещенного НДС.

Тревожные перспективы

В начале этого года ситуация продолжала ухудшаться. В январе 2015 г. производство железорудного концентрата упало на 13% (по сравнению с январем 2014 г.), агломерата – на 22%, окатышей – на 18%.

С 1 февраля "Укрзализныця" повысила тарифы на перевозку грузов сразу на 30% (в прошлом году тарифы выросли на 12,5%).

В январе спотовые мировые цены (т.е. цены на условиях немедленной поставки) на железную руду упали до минимального уровня с мая 2009 г. Эксперты рынка не исключали их дальнейшего снижения, поскольку спрос в Китае остается слабым, а крупные горнодобывающие компании продолжают наращивать добычу. К примеру, Vale рассчитывает в текущем году увеличить производство железной руды до 340 млн т. Однако из-за рекордного падения мировых цен на руду корпорация вдвое снизила величину дивидендов. Rio Tinto в прошлом году нарастила добычу на 11%, в этом году ожидается такой же прирост. К тому же из-за снижения цен на нефть упала стоимость фрахта, в результате сырье стало дешевле доставлять из Австралии и Бразилии.

Поэтому аналитики Morgan Stanley ожидают, что в текущем году стоимость руды составит в среднем 79 долларов за тонну, а в 2016 г. – 75 долларов, что ниже их прежних прогнозов. В Citigroup также скорректировали свои прогнозы. Теперь там полагают, что в этом году цена руды будет находиться на уровне 58 долларов, а в следующем достигнет 62 долларов.

Но, несмотря на это, у депутатов сохранялось желание повысить налоги на предприятия ГМК. 3 февраля был зарегистрирован законопроект №2006-1, в котором предлагается отменить понижающий коэффициент к ставкам рентной платы за добычу железной руды, равный содержанию железа в готовой продукции. Инициаторы проекта подсчитали, что при содержании железа 62% ставка составляет не 8%, а 4,8%, что очень мало по мировым меркам.

В пояснительной записке к законопроекту приводится пример РФ, где ставка ренты 4,8% и применяется она к сырой руде, а поскольку в Украине объектом обложения является товарная продукция с большим содержанием железа, то необходимо и ставку увеличить – до 11%. При этом не учитывается, что украинские предприятия несут расходы на обогащение. Эксперты указывают и на некорректность сравнивание с Австралией, где с производителей взимают рентную в размере 10%. Но в этой стране большинство месторождений находятся на поверхности земли, разрабатываются открытым способом, а руда не требует обогащения.

Законопроект №2006-1 не дождался рассмотрения в сессионном зале, но цель его авторов достигнута: ставка рентной платы за добычу железной руды будет повышена "минимум в полтора раза", т.е. не менее чем до 12%.

Что станет при этом с самими железорудными предприятиями, как сократится объем валюты, поступающей в страну, как уменьшатся поступления от других налогов и вырастут расходы на пособия по безработице и компенсации по коммунальным платежам никто пока не оценивал.