Последствия "черной пятницы": как доехать живым в маршрутке

25 июля 2018, 06:56
За прошлую пятницу — более двух десятков погибших. Эксперт: если водитель нарушает, звоните "102"

Фото: пресс-служба Нацполиции Украины

Конец прошлой недели ознаменовался "черной пятницей" — за один день в трех областях случились три страшные аварии с участием маршруток, забравшие 21 жизнь.

Утром 20 июля на Николаевщине микроавтобус, двигавшийся по маршруту Одесса — Гомель, въехал в остановившийся на дороге грузовик. Водитель маршрутки и четверо пассажиров погибли на месте, еще 12 человек попали в больницу. Трое из них — до сих пор в реанимации. Как выяснилось, шофер грузовика остановился на трассе из-за поломки машины, но не выставил предупреждающие знаки. Его задержали и позднее предъявили подозрение. Водителю вменяют нарушение правил безопасности дорожного движения. Ему грозит до 12 лет тюрьмы.

Реклама

Через несколько часов страшное ДТП случилось на Житомирщине на трассе Киев — Чоп. Маршрутка, которая ехала из столицы в Ровно, столкнулась с фурой. Погибли водитель микроавтобуса и девять человек, еще девятеро госпитализированы. Оказалось, что водитель даже не имел права садиться за руль маршрутки — у него отсутствовала соответствующая категория. Кроме того, он "одолжил" маршрутку у знакомого и собирался в тот день ее вернуть. Пострадавшие и вовсе заявили, что водитель уснул за рулем. Также в полиции выяснили, что маршрутка не соответствовала техстандартам. Уже задержан владелец автобуса — ему сообщили о подозрении в эксплуатации неисправного транспорта, что грозит штрафом до 8500 грн или тюрьмой до пяти лет.

Закончилась "черная пятница" трагедией и в пригороде столицы, под Конча-Заспой, — в аварии трех легковушек заживо сгорела семья из трех человек, еще трое получили травмы. ДТП произошло из-за выезда авто на встречную полосу — водитель не справился с управлением из-за скользкой после дождя дороги. Машина столкнулась с двумя другими, в результате два автомобиля полностью сгорели. Еще одно ДТП произошло на въезде в село Прибужское Хмельницкой области. Там также погибла семья из трех человек, выжила только старшая дочь.

Мнение экспертов

Чтобы не подвергать угрозе свою жизнь, пользуясь маршрутками, юрист Владимир Караваев советует не молчать:

Реклама

"По закону любой пассажир имеет право на безопасную перевозку. Поэтому если он ощущает угрозу своей безопасности, то вполне может сделать замечание водителю маршрутки — тот обязан прислушаться".

Если нет — пассажир имеет право обратиться в полицию. После правоохранители могут остановить водителя на маршруте, собрать показания пассажира и других свидетелей.

"Еще альтернатива — просто выйти из небезопасного транспорта", — добавляет Караваев.

По его словам, пассажир не может самостоятельно заблокировать движение:

"Такие действия будут расценены как противоправные, пассажира могут обвинить в препятствии работе маршруточника".

В то же время пассажир не может удостовериться в праве водителя осуществлять перевозку — документы может проверять только полиция. Юрист считает, эту норму надо пересмотреть.

Реклама

"Сам народ не отстаивает свои права — люди редко доводят претензии к водителям до суда. Они и не знают о своем праве на безопасность, и не хотят идти на конфликт", — добавил Караваев.

В свою очередь глава одной из столичных компаний-перевозчиков Николай Бацан отмечает, что перевозчик должен быть ответственным.

"Нужно брать на работу только водителей с соответствующей категорией, — говорит Бацан. — Нельзя пренебрегать и медосмотром водителей перед их выходом на рейс. Когда шофер нетрезв, его нужно сразу же отстранить от работы. А при серьезных нарушениях перевозчик должен уволить нерадивого сотрудника".

Запретят переделанные автобусы

Серия аварий заставила чиновников обратить внимание, на чем перевозят украинцев. МВД созвало экстренное совещание и поручило Нацполиции повысить безопасность на дорогах. В полиции же сразу инициировали массовые проверки пассажирского транспорта. Особое внимание уделят нелегальным перевозчикам и несанкционированным автостанциям. Пообещали усилить контроль над перевозками и в Мининфраструктуры.

"Средний возраст маршруток — около 10—20 лет. Часть и вовсе переоборудована из грузового транспорта и не соответствует требованиям безопасности", — пояснил министр Владимир Омелян и заявил, что с начала 2019-го переделанный транспорт запретят и отправят на металлолом.