Обвал акцизов на б/у авто и инвестиции: главные экономические решения Рады в последний день весны

1 июня 2016, 08:20
Депутаты постарались удержаться от популизма и поработать на развитие экономики. Получилось не все из ожидавшегося

Фото пресс-службы президента

В ходе пленарного заседания 31 мая депутаты Верховной Рады проголосовали за семь экономических законопроектов, три из них приняли окончательно, один – в первом чтении, а три отклонили.

ПРИНЯТЫ ОКОНЧАТЕЛЬНО

Реклама

Снижение акцизов на б/у автомобили

Принят законопроект №3251 о внесении изменений в Налоговый кодекс, которым предполагается значительное снижение акцизов на импорт б/у легковых, гоночных и грузопассажирских автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

На какие авто не распространяется закон:

Реклама
  • происхождением из страны-оккупанта (агрессора) по отношению к Украине (сейчас это касается только России);
  • произведенные до 1 января 2010 г.;
  • предназначенные для перевозки 10 и более человек, включая водителя;
  • которые ввозятся по договорам купли-продажи, поставки, комиссии, поручения, поручительства и тому подобное.

Какими будут ставки акциза:

Для автомобилей с бензиновыми двигателями:

  • 0,102 евро за 1 куб. см с двигателем объемом до 1000 куб. см (действующая ставка – 1,09-1,44 евро, в зависимости от года выпуска автомобиля);
  • 0,063 евро для авто с двигателем до 1500 куб. см (сейчас – 1,37-1,76 евро);
  • 0,267 евро – до 2200 куб. см (1,64-2,44 евро);
  • 0,276 евро – до 3000 куб. см (2,21-4,99 евро);
  • 2,209 евро – свыше 3000 куб. см (3,33-4,99 евро).

Таким образом ставки снижаются от 6 до 22 раз. Например, при ввозе двухлитрового автомобиля нужно будет уплатить 534 евро акциза вместо 4882 евро.

Предусмотрено также аналогичное снижение ставок акцизного сбора на подержанные автомобили с дизельными двигателями.

Реклама

Ставки будут действовать до 31.12.2018 г.

Кто может воспользоваться льготой:

Ввезти автомобиль по сниженным ставкам может любое физическое или юридическое лицо, но только для собственных нужд. Если такой автомобиль будет отчужден в течение 365 дней со дня регистрации, то его владелец будет обязан уплатить полную ставку акциза.

Последствия решения

Снижена не стоимость растаможки автомобиля, а только один из ее компонентов (хоть и самый значимый). Напомним, что при ввозе автомобиля нужно заплатить за его таможенное оформление, 10-процентную ввозную пошлину (от суммы таможенной стоимости автомобиля), акцизный сбор и 20% НДС (который насчитывается на сумму, включающую таможенную стоимость авто, акцизный сбор и ввозную пошлину).

"Молодые" б\у автомобили существенно подешевеют. Но нужно учитывать, что за таким авто будущему владельцу придется ехать за границу самому, а это потребует денег и времени. Велика вероятность, что со временем появятся посредники, которые найдут возможности обходить ограничения, предусмотренные законом, но их услуги не будут бесплатными.

Появление на рынке заметного количества "льготных" б\у автомобилей "с пробегом только по Европе" приведет с снижению цен на авто, эксплуатирующиеся в Украине, что заметят их владельцы, если захотят продать свой автомобиль.

Эти же "льготники" составят серьезную конкуренцию новым автомобилям нижних ценовых сегментов.

Закон вступит в силу с 1 числа месяца, последующего за его опубликованием, т.е. не ранее 1 июля 2016 г.

Отмена обязательной государственной регистрации иностранных инвестиций

Принятием законопроекта №2763 внесены изменения в Хозяйственный кодекс, законы "О режиме иностранного инвестирования", "Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения" и др.

Депутаты признали, что требование такое регистрации – норма лишняя и провоцирующая коррупцию. Вместо нее вводится заявительный принцип учета таких инвестиций, путем включения информации о них в статистическую отчетность.

Упрощение регистрации ряда лекарственных средств

Законопроект №4484 упрощает механизм осуществления государственной регистрации (перерегистрации) и расширяет перечень лекарственных средств, зарегистрированных компетентным органами США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канады или Евросоюза, регистрация которых в Украине будет осуществляться по упрощенной процедуре. Ожидается, что реализация закона на практике увеличит доступность лекарств.

ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ

Целью законопроекта №4591 "Об Учреждении бизнес-омбудсмена" названо внедрение на законодательном уровне в Украине института бизнес-омбудсмена в качестве посредника, независимого третьего лица, которое способствует субъектам предпринимательства в защите их права на предпринимательскую деятельность.

Основные задачи Учреждения бизнес-омбудсмена:

- принятие и рассмотрение жалоб от субъектов предпринимательства, рассмотрение вопросов относительно действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и др. относительно недобросовестного поведения в сфере предпринимательства;
- внесение органам государственной власти и местного самоуправления, а также связанным с ними юридическим лицам представлений, требующих исправления недобросовестного поведения в сфере хозяйствования.

Ограничение доступа сотрудников Учреждения к информации или ее непредставление по запросу влечет за собой наложение на должностных лиц штрафа в 100-200 необлагаемых доходов граждан. Сотрудники Учреждения будут иметь право составлять протоколы об административных нарушениях. Вмешательство в их деятельность может привести к лишению свободы на срок до трех лет.

Напомним, что в ноябре 2014 г. правительство Украины создало Совет бизнес-омбудсмена как свой постоянно действующий консультативно-совещательный орган. Руководить им был назначен Альгирдас Шемета, бывший член Еврокомиссии и бывший министр финансов Литвы. Но для большей эффективности работы институт бизнес-омбудсмена должен быть определен законодательно, а не постановлением Кабмина.

ОТКЛОНЕНЫ

Не принят законопроект №4503, предполагавший приведение ряда актов в соответствие в принятым ранее законом "О рынке природного газа". Такие законодательные меры необходимы для продолжения сотрудничества с МВФ. У профильного комитета были принципиальные замечания к законопроекту, и он просил вернуть его на доработку. Но депутаты не поддержали это предложение. Теперь, скорее всего, Кабмину придется подавать новый документ.

Так же не прошел сессионный зал законопроект №4525, предполагавший исключение из перечня объектов, не подлежащих приватизации, трех предприятий: "Днипровыбухпром", "Укргипрогазоочистка" и "Укрэнергоналадкавимирювання". Предполагалось, что после принятия законопроекта эти предприятия будут ликвидированы, т. к. ни для чего другого они уже непригодны. Но депутаты зачем-то решили затянуть процесс.

Отклонили и законопроект №4316, предполагавший повышение прожиточного минимума, отмену налогообложения пенсий и отказ от ограничения выплат работающим пенсионерам. Его подавала группа депутатов, включающая Юлию Тимошенко. Законопроект получил отрицательный отзыв Главного научно-экспертного управления, посчитавшего, что для его исполнения в текущем году нет бюджетных средств. Вместе с тем отметим, что ряд предложений отклоненного законопроекта (об отмене налогообложения пенсий, об изменении схемы финансирования профессионально-технических училищ и др.) содержатся и проекте плана приоритетных шагов правительства на текущий год, который было обещано принять 26 мая.