Новый топливный скандал в Украине: водителей вынуждают устанавливать ГБО нелегально

2 марта 2020, 11:55
Цена сертификата на газовое оборудование для авто – 600 гривен, а приходится платить в пять раз больше

/ Фото: Данил Павлов, Сегодня

На фоне стабильного падения цен на автогаз, в Украине потихоньку разгорается скандал, вызванный диким подорожанием оформления документов на газобалонное оборудование (ГБО). Украинская газомоторная ассоциация совместно с Украинской ассоциацией сжиженного газа направили обращение к президенту Владимиру Зеленскому, премьеру Алексею Гончаруку и бизнес-омбудсмену Марчину Свенчицкому с просьбой обратить внимание на попытку монополизации рынка установки ГБО и принять меры по ее прекращению. Ведь по сравнению с 2019 годом она выросла почти в 10 раз.

Как разъяснил нам глава Украинской газомоторной ассоциации (УГА) Степан Ашрафьян, с начала 2018 и до конца 2019 года аккредитованные лаборатории (по Украине их несколько сотен) сами выдавали акты технической экспертизы (форма №5) на автомобили с ГБО, достаточные для оформления автомобиля в сервис-центрах МВД. Но затем, без каких-либо законодательных изменений, отграничиваясь лишь письмами Мининфраструктуры и Национального агентства по аккредитации, направленным в Главный сервис-центр МВД, последний принял решение не принимать такие акты технической экспертизы.

Реклама

"Все в лабораториях осталось как прежде, но права оформлять акты технической экспертизы ( форму №5) их лишили, – говорит Ашрафьян. – Теперь, основываясь на письмах НААУ и Министерства инфраструктуры, в которых говорится, что лаборатории не имеют права выдавать акты технической экспертизы, а вместо них должны выдаваться сертификаты после переоборудования на ГБО, выдачей таких сертификатов занимаются девять структур на всю Украину, 6 из которых частные, перечень которых утвержден приказом Мининфраструктуры. То есть появился лишний этап, трехступенчатая схема вместо двухступенчатой. Ее наличие в министерстве объясняют заботой о безопасности на дорогах. Но фактически девять организаций, три из которых находятся в Киеве, не могут проверить работу нескольких сотен лабораторий, разбросанных по всей стране, да еще и в течение одного-двух дней. То есть они просто выписывают сертификаты на основе документов тех же лабораторий, без проведения каких либо дополнительных действий, и берут за это большие деньги. Ни о каком контроле за безопасностью речь не идет. И об ответственности этих структур речь не идет тоже, так как оценку соответствия на безопасность ГБО проводят те же лаборатории, и они дают заключение".

По словам Степана Ашрафьяна, стоимость оценки соответствия в период, когда выдавали акты технической экспертизы в лабораториях была около 600 гривен, сейчас автовладелец вынужден платить 2300-3300 гривен в зависимости от "аппетитов" сертификаторов. Альтернативы нет. Плюс оплата замены техпаспорта, которая тоже подорожала почти вдвое. Как нам объяснили в Главном сервис-центре МВД, новые расценки за их услуги введены постановлением Кабмина около двух лет назад, ранее замена техпаспорта стоила 250-300 гривен.

Подробнее о том, как и почему подорожала сертификация ГБО в Украине, читайте в материале: Законно ездить на автогазе стало почти в 10 раз дороже: что произошло

Напомним также, что в Украине хотят вернуть техосмотр для всех автомобилей без исключения:

Реклама