Ночная оперетта ветра: как возят части ВЭС в Украине

28 сентября 2018, 15:56
Создают 3D-модели улиц и симуляции, а водители проскальзывают между домами

Фото: ТРК "Украина"

Каждый раз, когда мы видим по-настоящему большие технологические объекты — вроде космических ракет, огромных лайнеров и ветряных электростанций, в голове рождается одна и та же мысль: как же это все сюда попало? Не "как это все собрали", при наличии крупногабаритной техники собрать можно все что угодно, но сама доставка представляется чем-то невероятным. Корреспондент "Сегодня" прокатился в машине второго пилота при перевозке 65-метровых лопастей "ДТЭК Приморская ВЭС" и узнал, сколько человек нужно, чтобы довезти негабаритный груз, как протиснуться между двумя зданиями с зазором в спичечный коробок и как долго к этому готовятся.

Год подготовки

На выезде из порта "Бердянск" — небольшая пробка. Полицейская машина перекрывает дорогу, пока на узкую двухполоску выруливает хищный современный тягач, который выглядит так, как будто в любую минуту готов превратиться в инопланетного робота-трансформера. За ним тянется прицеп "длиною в жизнь", на котором ребром колоссального Левиафана лежит белая 65-метровая лопасть ветротурбины.

Реклама

Подготовка к этому действу заняла год. И стала вызовом для докеров и крановщиков порта "Бердянск": здесь специализировались на сыпучих грузах, угле и металле — не изящной детали, требующей особой деликатности. Персонал готовился в Одесском порту, куда как раз привезли подобный груз.

"Такой груз бердянский порт обрабатывает впервые, — говорит и. о. директора ГП "Бердянский морской торговый порт" Александр Трощенков. — И вообще в Украине только четыре порта обрабатывали подобные грузы. Чем он интересен? Это очень высокопрофессиональный груз, он негабаритный, многие части имеют практически предельный вес для работы с кранами, что требует мастерства докеров, крановщиков. Просто филигранное должно быть мастерство… Экспедиторы убедили General Electric, что Бердянск справится, что не подведет. И первые 4 парохода подтвердили, что мы действительно можем работать с этим грузом".

Да и трасса тоже не подходила для перевозки объектов длиною в размах крыльев современного "Боинга": еще полгода назад, к примеру, высокий тягач не проходил под висящими низко проводами. Чтобы добиться легкости, напоминающей компьютерную игру, перевозчикам пришлось серьезно поработать.

"Сама перевозка — это процентов десять. Куда интереснее инженерные решения, которые надо принимать. Прежде чем приступить к работе, мы сканируем улицы, создаем 3D-модели и проводим симуляции", — объясняет директор Holleman Ukraine Михаил Плесовских.

Компания занимается негабаритными перевозками 20 лет, 10 из них работает и у нас. Для пилотов и инженеров — это тяжелая, но обыденная работа. Очень часто приходились по-настоящему протискивать верблюда в игольное ушко: в Старом Самборе, к примеру, везли секции башен ВЭС, пришлось "перенести несколько строений", но в результате в зазор между грузом и двумя домами едва входил спичечный коробок. Тут решает не только инженерное мастерство, но и ювелирная точность водителей.

Реклама

"Перевозка негабаритов — это хорошо поставленная оперетта, — говорит Михаил, — в которой и водитель грузовика, и второй пилот, управляющий колесной тележкой прицепа, до миллиметра и секунды знают, когда нужно повернуть колесо, чтобы пройти в зазор".

Мегапрофи за работой

Три тягача выстраиваются в прямую линию. Сергей Блошенко, старший колонны и второй пилот замыкающего грузовика, проводит перекличку по рации, после чего кратким "Поехали!" дает старт. На Бердянск уже опустилась темнота, машины сияют габаритными огнями, как грузовики в известной рекламе. Движение, впрочем, достаточно оживленное. А пешеходы и вовсе останавливаются, хватаясь за телефоны.

"Саня, обгончик слева, это я", – шумит рация.

Это одна из машин сопровождения, такие идут за каждым тягачом. С обеих сторон колонну замыкают полицейские автомобили.

У коробки передач — небольшой пульт со стрелочками.

Реклама

"С его помощью мы можем помогать пилоту, подруливать тележкой. К примеру, трасса уходит влево, грузовик идет по движению, а мы заставим задние колеса повернуть вправо, чтобы пройти поворот", — делится Сергей, не отрывая глаз от прицепа.

Вот так, сзади, не слишком понятны масштабы: над дорогой висит острие японской катаны, но остальные десятки метров скрываются. Лишь на перекрестке, когда тягач перекрывает его по диагонали полностью, понимаешь, насколько длинная эта штуковина.

"Тяни, — командует Сергей в рацию, — и ровняй, без подрульки зашли. Так еще пару раз — и вообще без них обходиться будем, все с опытом приходит".

На лопастевоз можно посадить не каждого водителя. Можно возить тяжелые грузы, можно негабариты, но лопасти — это нечто иное. Они длинные — и очень хрупкие. Это нужно чувствовать.

"В Европе такие водители входят в специальные рейтинги, для обучения их возят на заводы, где производится оборудование для перевозки, они работают с инженерами, которые это создали. Прицепы разработаны специально для ветрогенераторов, трансформеры меняют размер в зависимости от длины груза".

Сейчас передний грузовик ведет Кристи — время от времени в эфир вторгается английская речь. Он — мегапрофи, тот самый, что проскользнул между домами в Самборе, ездит только на самых сложных грузах.

"OK, Christie, we have a new location today (Окей, Кристи, у нас сегодня новая локация. — Авт.)", — говорит Сергей.

И мы идем на обгон, чтобы встать во главе колонны. Вокруг — густая ночь, в воздухе пахнет йодом, а тягачи несутся со скоростью 60 километров в час, напоминая три стрелы.

Поворот на грунтовку, еще один — и остановка. Мы выходим, а тягачи вкатываются на место выгрузки. Вот здесь уже нужен пульт: Сергей управляет колесами прицепа, и машина мягко проходит поворот.

"Мы возили космические ракеты, заводы, мельницы, буровые вышки, трансформаторы, — вспоминает он. — Но ветростанции — все равно нечто особенное".

Выглядит и вправду так: прямо над колонной — Большая Медведица, с другой стороны — сияющее лунным светом море и сам земной спутник, со всех сторон — черные поля. На горизонте — две красные звезды огромных кранов, которые утром разгрузят лопасти.

Зеленая энергия

100-мегаваттная электростанция под Приморском заработает уже к концу этого года. В следующем году проект "ДТЭК Приморская ВЭС" пополнится еще одним парком, рядом с Ботиево, где уже работает 200-мегаваттная Ботиевская ветростанция.

"Строительство идет по графику, – рассказывает менеджер проекта "Приморская ВЭС" Николай Трефилов, — уже готовы все фундаменты под установку ветрогенераторов, на центральной распределительной подстанции "Приморской ВЭС" уже смонтировано все основное электротехническое оборудование и ведутся наладочные работы, в админкорпусе заканчиваются отделочные. Ведутся работы по устройству монтажных площадок, прокладываются кабельные высоковольтные линии и оптические линии связи, на площадку строительства активно транспортируются компоненты ветроагрегатов".

Всего здесь будет 26 ветроустановок производства компании General Electric, которые наполнят энергосистему страны зеленым электричеством.