Налог на старые авто: борьба с "евробляхами" или наполнение казны за счет автовладельцев

10 октября 2018, 17:42
Эксперты критикуют поправки к законопроекту №4887 о введении ежегодного сбора для б/у машин старше 5 лет

Фото: архив

Расширение базы налогообложения по транспортному налогу фактически устанавливает новый принцип налогообложения – "на бедность", и именно те граждане, которые не имеют возможность поменять транспортное средство (автомобиль, мотоцикл, автобус), будут вынуждены платить налог по повышенным ставкам.

Об этом сайту "Сегодня" рассказала вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, эксперт Юлия Дроговоз, комментируя нормы законопроекта №8487.

Реклама

Как сообщалось, данный документ Верховная Рада приняла в первом чтении. В поправках к проекту решения предлагается облагать налогом все подержанные транспортные средства, начиная с мотоциклов и заканчивая автобусами. При этом, например, если автомобиль на бензине с двигателем 2200 см³ и ему пошел шестой год от даты производства, платежка от фискальной службы автовладельцу придет на сумму 660 гривен. И каждый год цифра будет больше. Так, на седьмой год это будет уже 1320 грн.

В то же время машина на дизеле с еще большим объемом двигателя станет вовсе невыгодной. Так, десятилетнее авто с объемом двигателя 3000 см³ обойдется владельцу в 9000 грн ежегодно. С двигателем на 1000 см³ – 3000 грн. Учитывая, что средний возраст автомобилей в Украине 20 лет, цифры в платежках будут намного серьезнее: за старую машину на бензине, которой 19 лет с двигателем 1300 см³, хозяину авто придется каждый год платить 10 920 грн.

"Есть вопрос к стоимости новых автомобилей, которые стоят неподъемные для многих украинцев суммы, а плата за рассрочку и кредиты – невероятно высока, учитывая монетарную политику НБУ по возрастающей учетной ставке. Многие граждане ожидали новый закон, понимая его преимущества для себя и возможность наконец купить легальный автомобиль по доступной для их бюджета цене и умеренным акцизам. Но законодателей больше беспокоят интересы автомобильных лобби, чем интересы граждан", – аргументировала Дроговоз.

По ее словам, украинцев "искусственно подводят к приобретению новых автомобилей, и желательно отечественного производства", а в случае принятия документа во втором чтении инициатива в итоге все равно не пойдет на пользу украинскому автопрому и чиновникам, "поскольку украинцы найдут выход для себя, а отечественный автомобильный рынок понесет потери".

Реклама

В свою очередь автоэксперт Александр Швец соглашается, что такие поправки к законопроекту являются сильным перекосом и, если эту норму одобрят в Раде, законодательная инициатива будет ощутимо бить по карману большинства автовладельцев, но проблема с б/у авто в стране все равно не решится.

"Этим законопроектов нардепы хотят реанимировать так называемый утилизационный сбор, который был принят при Януковиче. Тогда при регистрации авто и постановке его на учет дополнительно взимались 2-3 тысячи гривен с машины в зависимости от общей стоимости машины. Сейчас фактически в Раде депутаты этот сбор завуалированно хотят вернуть. Это – деньги из воздуха, и в очередной раз автовладельцам хотят залезть в карман, потому что уже не знают, что еще придумать другого конструктивного, чтобы наполнить бюджет.

Зачем это делать? Эта норма направлена ни на что иное, как на взимание дополнительных денег с людей. Законы должны приниматься, чтобы урегулировать что-то неурегулированное. Но в данном случае они что, собираются очищать воздух, устанавливать на авто какие-то фильтры, или что еще что-то в этом роде? Просто придумали, что те, у кого меньше машина, даст меньше денег, а у кого больше – тот заплатит большую сумму. Вот и вся новация!", – подчеркнул он.

Адвокат и автоэксперт Ярослав Куц тоже считает нормы законопроекта недальновидными, и напоминает, что не было полноценного общественного обсуждения этого документа.

"С одной стороны, я понимаю, зачем хотят его принять, – чтобы отбить у людей желание покупать так называемые "евробляхи", которым исполнилось 10-20 лет. Но с другой стороны, почему-то законодатель промолчал, что в принципе, так называемый "транспортный сбор" фактически уже давно заложен в каждом литре нашего драгоценного топлива. За счет чего, собственно, делаются все дороги и т.д. Фактически мы можем столкнуться с тем, что в Украине будет двойное налогообложение автовладельцев", – отметил он.

По его словам, действительно предложенная концепция по налогообложению затронет социально незащищенные слои населения и средний класс, и, фактически, будет введен дополнительный налог. При этом, как говорит эксперт, непонятно, почему, борясь с незарегистрированными б/у иномарками, законодатель "не может честно сказать, что Украина (как член Всемирной торговой организации) не может регистрировать транспортные средства, которые ниже категории Евро-5".

Реклама

"Нардепы почему-то об этом молчат, хотя это непосредственно является требованием ВТО. То есть, первичную регистрацию невозможно осуществить, даже если будет разрешено законодательно растаможить авто на еврономерах. И в Раде начинают придумывать, что, мол, мы вам разрешим растаможить, но в то же время обложим налогом. В то же время, прямой налог не будет стимулировать всю автомобилеремонтную отрасль, потому что, например, старые авто часто ломаются, и все СТО, профильные сайты, автомагазины – это, опять-таки, рабочие места. А если будут взимать дополнительные средства с бедного владельца подержанного авто, который тратит на автозапчасти и топливо львиную долю своих средств, он просто продаст свою машину или сдаст ее на металлолом. Что тогда будет с этой отраслью?!", – отметил он.

Отметим, в то же время, в пояснительной записке к законопроекту №8487 указывается, что законодательная инициатива направлена на урегулирование вопроса хаотичного ввоза в Украину иномарок на еврономерах, а документ "введет новую модель налогообложения акцизным налогом легковых транспортных средств, позволит уменьшить стоимость новых ТС, создаст правовые и экономические условия для регистрации ранее ввезенных на таможенную территорию Украины автомобилей в иностранной регистрации, и, как следствие, снизит уровень социальной напряженности по этому вопросу".

Также там упоминается о том, что до 16 мая 2008 года (дня вступления Украины в ВТО) ввоз на таможенную территорию Украины и регистрация транспортных средств старше 8 лет были запрещены.

"После вступления Украины в ВТО такой запрет был отменен и введен сбор за первую регистрацию в Украине транспортных средств. Для транспортных средств старше 8 лет были введены повышающие коэффициенты, которые делали финансово нецелесообразным ввоз таких ТС. С 2010 г. введены дополнительные ограничения по ввозу и первой регистрации транспортных средств (как новых, так и бывших в употреблении), которые не соответствуют экологическим нормам Евро-3 (Евро-4 с 2012 г., Евро-5 с 2014 г.). В 2012 г. из-за невозможности отечественных автопроизводителей соответствовать таким стандартам требования на соответствие были перенесены: Евро-3 с 2013 г., Евро-4 – с 2014 г., Евро-5 с 2016 г., и введен Евро-6 с 2018 г. В 2017 г. требования на соответствие Евро-6 были перенесены на 2020 г.", – говорится в документе.

Кроме того, в пояснительной записке подтверждается, что, по сути, в Украине установлен запрет на ввоз и регистрацию транспортных средств, не соответствующих экологическим нормам (в настоящее время Евро-5), целью которого является ограничение регистрации более старых автомобилей, а "действующие ставки акцизного налога в Украине для легковых транспортных средств установлены не равномерно".

Тем не менее, комментируя сайту "Сегодня" перспективы принятия законопроекта с поданными правками, управляющий партнер Национальной антикризисной группы, эксперт Тарас Загородний спрогнозировал, что документ с предложенными инициативами и в нынешней редакции принят в ближайшее время не будет.

"Во-первых, у меня такое подозрение, что "евробляхеров" до парламентских выборов трогать не будут. До президентских – точно. Потому что эта тема достаточно сложная, и у людей уже очень много подержанных машин на руках. Автолюбители предельно злы и хотят доступные машины. А в Раде есть достаточно сильное лобби, которое не хочет принятия этого законопроекта. Во-вторых, попытка решить вопрос с "евробляхами" за счет людей закончится плохо. Потому что у нас только официально уже приблизительно 1 млн человек, которые ездят на "евробляхах", а это – минимум 4-5% достаточно активных избирателей, которые могут решить исход выборов. И сейчас эта проблема нерешаемая", – сказал он.

Но, по словам эксперта, проблематику регистрации б/у иномарок нужно будет решать в любом случае, потому что "существующие вне правового поля машины в Украине – нонсенс".

"К тому же, сейчас есть еще один важный вопрос: кто у нас именно будет платить этот утилизационный сбор? Машины на Западе такие дешевые и их легче завезти в Украину, потому что там утилизационный сбор фактически никто не платит: иностранцам легче спихнуть эти авто нам, чтобы не уплачивать утильсбор. Также считаю, что проблему с "евробляхами" можно было бы решить в комплексе. Можно было бы сделать некую транспортную амнистию для всех владельцев б/у иномарок, потому что все равно денег с этих людей вы не соберете. Потом можно было бы ввести штрафы за нарушение порядка ввоза таких машин, но при этом одновременно развивать собственную автомобильную промышленность, которая обеспечивала бы экспорт и внутренний рынок. Потому что сейчас неконтролируемый импорт просто убивает собственного производителя, каким бы он ни был", – резюмировал Загородний.

Как сообщалось ранее, законопроект №4887 был принят в первом чтении летом этого года, а сейчас в профильных комитетах ВРУ ведется работа по подготовке документа ко второму чтению.