Месяц "закрытого неба" с Россией: потери экономики и "дележ" рынка

25 ноября 2015, 08:00
Вместо украинских компаний, которые терпят миллионные потери, на рынок авиаперевозок приходят иностранные фирмы

В Украине месяц действует запрет на полеты в РФ. Фото: А. Яремчук

Из-за "закрытого неба" с Россией украинские компании теряют миллионы, в частности, госпредприятие "Украэрорух", по их собственным оценкам, не досчитается 10% дохода. Рынок авиаперевозок делят между собой соседние государства – Молдова, Беларусь, а средняя продолжительность полета из Украины в Москву увеличилась в среднем на пять часов. О том, к чему за месяц привел запрет на полеты в РФ, выяснял "Сегодня.ua".

Пассажиры пересели на поезда и пользуются услугами иностранных компаний

Реклама

Президент Украины указом от 25 сентября ввел в действие решение СНБО от 2 сентября о вводе персональных и корпоративных санкций. В списки попали и 27 российских авиакомпаний. Им запрещено, начиная с 25 октября совершать полеты в Украину. В решении СНБО не прописано четко, но надо понимать, что эти авиакомпании совершали и совершают запрещенные украинскими властями полеты в Крым.

Политолог Алексей Гарань поясняет, что раз подобные санкции ввел в отношении российских компаний Евросоюз, и Украина должна была также объявить запрет на полеты для некоторых авиакомпаний.

"Я думаю, что тут важно иметь в виду: если эти компании, допустим, российские, летают в Крым – им однозначно должны быть запрещены полеты в Украину. Это отвечает духу санкций и логике. Европейцы делают то же самое, если компании летают в Крым, они не имеют возможность летать в ЕС. Поэтому это вполне взвешенный и необходимый шаг", – говорит политолог.

Реклама

Также Кабинет Министров запретил транзитные полеты российских авиакомпаний через территорию Украины, если те содержат товары военного или двойного назначения. Как отмечают в СНБО, запрет необходимо было ввести из соображений безопасности.

Россия ответила "зеркальными" санкциями – украинским компаниям МАУ, "Днепроавиа", YanAir, WizzAir и "МоторСич" запретили совершать полеты в Россию. В результате рынок с 1,5 миллионами пассажиров в год остался "бесхозным".

Директор Центра транспортных стратегий (ЦТС) Сергей Вовк отмечает, от запрета прямого авиасообщения выиграли в первую очередь перевозчики иностранных государств. Речь идет об авиакомпаниях Беларуси, Молдовы.

Реклама

"Если посмотреть на маршрутную сетку, белорусские авиакомпании очень серьезно нарастили свой трафик в сторону Украины. Они запускают новые рейсы в направлении "Минск-Киев", "Минск-Одесса", пытаясь состыковать эти рейсы между прямыми рейсами "Минск-Москва", – говорит эксперт.

Фото: Марина Лыцева

Раньше из Киева в Москву можно было долететь за три часа, сейчас же, после отмены прямых рейсов, продолжительность полета составляет от 4 до 9 часов. "Если смотреть на цены, иногда иностранные перевозки даже дешевле. Билеты стоят около 100-150 долларов, но это было маркетинговое решение. Но, увеличилось продолжительность полета", – говорит директор ЦТС.

При этом, как пишет корреспондент издания Financial Times, приводя пример одного из пассажиров в аэропорту "Борисполь", раньше из Санкт-Петербурга до Киева тот летал за 50 долларов, а сейчас стоимость полета с аналогичным направлением, но через Минск, обходится в 200 долларов.

Из-за продолжительности полета пассажиры все чаще "пересаживаются" в поезда. Как рассказали "Сегодня.ua" в "Укрзализнице", в первую неделю после отмены авиасообщения между Москвой и Украиной количество пассажиров в поездах в Россию звеличилось на 3%, а в Украину – на 7%.

"Количество предложенных мест по всем пассажирским поездам формирования Укрзализныци в Московском направлении выросла на 9%. Количество реализованных мест в направлении Москвы увеличилось на 14% и обратно на 20%", – сообщают в "Укрзализнице".

Потери украинских компаний

От начала применения санкций прошло меньше месяца, поэтому подводить даже промежуточные итоги и называть конкретную сумму убытков – рано, говорят в "Украэрорухе". Однако уже за первый месяц предприятие недополучило львиную часть дохода. По прогнозам, потери от действующих санкций составят 18,5 млн.евро в год.

"Трудно спрогнозировать перспективу в полной мере, ведь, последствия существенно зависят от решения правительства Украины по применению или неприменению дополнительных санкций по ограничению или запрету полетов. По предварительным оценкам, в результате применения санкций, в 2016 году Украэрорух недополучит доходов от предоставления услуг по АНО (аэронавигационное обслуживание) на сумму около 10% годового дохода", – сообщил и.о. директора предприятия Игорь Касьяненко.

Как говорит Сергей Вовк, в среднем рынок оценивается в 100-110 миллионов долларов в год. Примерно треть этой суммы зарабатывали украинские компании (около $35 миллионов). При этом "удар" для россиян оказался менее болезненным, так как их рынок крупнее.

"Примерно 800 тысяч пассажиров использовали перевозки российских компаний, и около 500-600 тысяч – украинские. Мы претендовали на треть этого рынка. Прямые потери можно оценить в 35 миллионов долларов. В абсолютном просчете российские авиакомпании перевозили больше пассажиров, они больше потеряли, но если смотреть на удельный вес этих перевозок в общем объеме перевозок российских авиакомпаний, понятно, что для них потеря украинского направления не является таким болезненным, как для нас потеря российского направления", – говорит эксперт.

Фото: архив

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава, уверен потери для украинского рынка будут существенными. "В первую очередь на этом начали заработать белорусские и молдавские авиакомпании, которые увеличили количество рейсов. Открыли: "Минск-Одесса", "Минск-Харьков", открыли "Кишенев-Одесса". Свои предложения сделали и авиакомпании из Латвии, Польши. Увеличился спрос на железнодорожные перевозки. Это существенные потери, этот рынок был ключевым для украинских авиакомпаний и Украинских аэропортов", – сказал Александр Кава.

Пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая рассказала, до прекращения полетов в РФ количество пассажиров между Украиной и Россией достигало 350 тысяч человек в год. Компания потеряла 10 миллионов долларов.

"Часть этого пассажиропотока "пересела" на наши транзитные рейсы через Минск, Кишинев, Ригу. Часть – на рейсы других авиакомпаний, либо альтернативные виды наземного транспорта. МАУ не ощутила падения пассажиропотока, поскольку компенсировала его за счет увеличения частот на других направлениях своей маршрутной сети. Мы не сокращали наш флот и, соответственно, наша провозная емкость не изменилась", – рассказала Евгения Сацкая.

К слову, "Росавиация" заявила, что отменит запрет для авиакомпаний Украины только после аналогичного решения Киева. В то время как Кабмин декларирует – санкции не будут прекращены до тех пор, пока российские компании летают в Крым.