Как в Украине будут укрощать госдолг

10 декабря 2017, 07:46
Если быстро не принять эффективные меры, долговое бремя для экономики может стать непосильным

/ Фото: Александр Яремчук

Государственный долг – это совокупные долговые обязательства страны перед всеми кредиторами (юридическими и физическими лицами, государствами, международными организациями и др.). Он складывается из задолженности правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием (пропорционально доле государства в их капитале).

Госдолг разделяется на внешний, т.е. задолженность другим странам, международным финансовым организациям и др., и внутренний – задолженность владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам.

Реклама

В долг берут практически все государства – это позволяет им развиваться. В свое время социалистическая Румыния решила обнулить свои внешние долги, но уровень жизни в стране от этого отнюдь не увеличился, скорее, наоборот.

В общем случае нет ответа на вопрос, какая величина госдолга является оптимальной или безопасной для страны. У одних при уровне долга в 30-40% от ВВП хватает проблем, а другие и при 110% чувствуют себя неплохо. Но в Украине нынешняя долговая нагрузка – около 70% ВВП – международными финансовыми организациями считается опасной, да и правительство согласно с этим.

Реклама

Однако оценивать нужно не только величину долга, но и его структуру, график выплат. Может оказаться так, что в какой-то период выплаты будут так велики, что для их покрытия не хватит доходов бюджета, придется залезать в валютные резервы страны, возможна также масса других неприятностей. Для Украины наиболее опасный в этом отношении год – 2019.

С госдолгом правительство должно работать: оценивать потребность в новых заимствованиях, планировать поступление средств, необходимых для осуществления не только ближайших, но и относительно далеких выплат, реструктуризировать долг, например, заменяя дорогие и короткие обязательства более дешевыми и длинными и т.п.

Реклама

Занимается этим, в основном, Минфин. Утверждает же общие принципы работы Кабинет министров. Так, 1 декабря он принял Среднесрочную стратегию управления госдолгом на 2017-2019 гг.

Цели управления госдолгом

В этом документе говорится, что целями управления государственным долгом являются:

  • финансирование госрасходов с минимально возможной стоимостью обслуживания государственного долга (с учетом рисков);
  • обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка государственных ценных бумаг и расширение доступа к международному рынку капитала.

Задачами управления госдолгом в среднесрочной перспективе являются: получение полноценного доступа к внешним источникам финансирования, уменьшение стоимости обслуживания долга и избежание пиковых нагрузок на государственный бюджет, связанных с платежами по долгу.

Прогнозная потребность в заимствованиях составляет около 174,8 млрд грн в 2017 году, 214,9 млрд – в 2018 году и 258,6 млрд – в 2019 году.

Деньги эти можно найти внутри страны и вне ее. Внутри главными покупателями государственных ценных бумаг являются банки. Самым дешевым доступным внешним ресурсом являются средства международных финансовых организаций и официальных кредиторов (других государств). Но подобное кредитование на льготных условиях предполагает выполнение заемщиком определенных условий.

Наиболее распространенным рыночным инструментом осуществления внешних заимствований является выпуск облигаций внешнего государственного займа (евробондов).Эти бумаги выпускаются на разный срок и с различной годовой доходностью, которую государство обещает покупателям. В общем случае, если спрос велик, то доход ниже.

Выпуски евробондов могут осуществляться как в иностранной валюте, так и с привязкой к национальной валюте, что позволяет привлечь иностранных инвесторов, избегая валютного риска (зависимости величины выплат от курса национальной валюты).

Что будет делаться для снижения опасности долговой нагрузки

Для реализации Стратегии правительство намерено осуществить такие мероприятия:

  • увеличение удельного веса внутренних заимствований в общей структуре (если не хватит денег, то для возврата внутренних долгов, в крайнем случае, можно их допечатать; да и финансовых рисков в данном случае меньше);
  • регулярное размещение широкого спектра государственных ценных бумаг с различными сроками обращения в соответствии со спросом;
  • увеличение среднего срока обращения государственных ценных бумаг (да, длинные бумаги более дешевые, но и продолжительность выплат процентов по ним растет);
  • проведение работы по обеспечению полноценного доступа Украины на внешние рынки капитала (для этого нужно укреплять экономику, бороться с коррупцией и т.п. – инвесторы должны верить заемщику);
  • осуществление операций с целью уменьшения пиковых нагрузок на государственный бюджет и стимулирования спроса на государственные ценные бумаги;
  • обмен гособлигаций, находящихся в собственности Национального банка, на новые, выпущенные на других условиях (это вариант реструктуризации долга);
  • расширение сотрудничества с международными финансовыми организациями, в частности Всемирным банком, МВФ, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком (эти организации требуют от властей Украины реформ, без чего денег не дадут).