Как открыть ателье: бизнес-план

24 января 2015, 07:51
На шитье и ремонте одежды можем заработать четыре тысячи гривен в месяц

В кризис довольно привлекательным вариантом для вложения инвестиций можно считать швейное дело – по крайней мере, те, кто сделал выбор в пользу открытия собственного ателье, не разочарованы. Ведь, во-первых, таким образом можно решить проблему самозанятости, когда по каким-то причинам человек остался без работы, но при этом получил возможность зарабатывать деньги на хобби. Во-вторых – хоть в кризис население и предпочитает не тратиться на покупку лишней одежды, этот подход не касается швейных мастерских, ведь здесь можно не только по демократичным ценам пошить индивидуальный деловой костюм, но и дать "вторую жизнь" любимому пальто, что автоматически позволит сэкономить на покупке аналогичной обновки. "Сегодня" пообщалась с предпринимателями и выяснила, какие плюсы-минусы могут возникнуть при запуске небольшого ателье в Киеве (см. инфографику). По нашим расчетам, если на бизнес-старте вложить 26 тыс. грн, то наш проект, при расходах в 21 тыс. грн в месяц, окупится чуть больше, чем за полгода.

Реклама

Как заработать на ателье

При стартовых затратах в 26 тыс. грн, наш салон по пошиву и ремонту одежды "Портняжка" начнет окупаться через 6-7 месяцев

1. Характеристика, расположение, конкуренты

Реклама

Открываем в Киеве салон по пошиву и ремонту одежды "Портняжка". Набор услуг стандартный: пошив платьев, костюмов, верхней одежды. Займемся также починкой – укоротим юбку, подошьем шторы. Еще будем следить за спросом на конкретные услуги: к 1-му сентября предложим пошив школьной формы, а летом сосредоточимся на сарафанах и тканевых сумках.

Для этих целей арендуем помещение на Петровке: здесь большой поток людей  и есть рынок. Популяризовать наш проект будем в соцсетях, откроем сайт. Хотя конкуренция здесь высокая (около 10 ателье), свою нишу займем за счет демократичных цен и хорошего качества. По нашим расчетам, если ежемесячно шить по 30 платьев и чинить до 40 юбок/брюк, наш проект окупится уже через полгода.

2. Стартовый капитал

Реклама

Для открытия ателье нужно закупить оборудование и мебель. В этом списке обязательны: три стола и стула, шкаф и стеллаж, две швейные машинки, оверлок, утюг, гладильная доска, набор ножниц, плечики (10 шт.), примерочная, манекен, зеркало, 2 лампы, вешалка, и др. детали.
Итого: 21 тыс. грн.

Также для ателье понадобится создать сайт. Разработка сайта-визитки обойдется в 2-3 тыс. грн. За домен, хостинг и техническую поддержку придется выложить около 800-1000 грн в год. Итого: 4000 грн.

Не помешает на старте заложить хотя бы 500-1000 грн на покупку профессиональных мелочей – ниток базовых цветов, иголок, булавок. Всего: 26 тыс. грн.

3. Текущие расходы

Сюда входит аренда помещения. Будем снимать офис с ремонтом на Петровке, разместимся на 1-м этаже в ТЦ. Аренда 20 кв. м. потянет на 9000 грн/мес. Еще 1000 грн уйдет на оплату коммуналки (электричества). Итого: 10 тыс. грн в месяц.

Далее – зарплата: мы трудоустроим 2 швеи (один из мастеров, владелец ателье, также займется продвижением проекта) с зарплатой в 3 тыс. грн, плюс % от заказа. Нужен нам также бухгалтер на полставки – 2000 грн. Итого: 8 тыс. грн.

Еще заложим 500-1000 грн – на покупку моющих средств, ниток-иголок и непредвиденные расходы. Всего: 19 тыс. грн в месяц.

4. Маркетинг, реклама

Наш проект будем активно продвигать в интернете: создадим странички в соцсетях, разместим объявления на биржах услуг. Также закажем вывеску для ателье, напечатаем визитки, раздадим листовки, расклеим объявления на столбах. Кроме того, готовую одежду можно отдавать клиентам в фирменных пакетах "Портняжка". Помимо рекламы будем использовать акции, разработать систему скидок. Договоримся с представителями соседних магазинов по продаже костюмов, джинс, штор, чтобы те рассказывали об услугах ателье своим клиентам. Все это поможет увеличить поток наших клиентов. Итого на маркетинговые расходы – 1500-2000 грн в месяц.

5. Окупаемость проекта, риски

Сколько заработаем. По нашим оценкам, в ателье можем сшить в месяц 30 платьев – за работу возьмем по 500-700 грн. Кроме того, окажем услуги по ремонту одежды (30-40 заказов), по 50-100 грн каждый (учитываем, что ткань и фурнитуру покупают клиенты). Выходит, что в месяц можем заработать 25 тыс. грн. Минусуем текущие (19 тыс. грн.) и маркетинговые (2000 грн) расходы (всего 21 тыс. грн.), и получаем доход в размере 4000 грн. Если же учесть стартовые затраты, выходит, что наш проект начнет окупаться через 6-7 месяцев.

Есть риски, что услуги ателье поначалу не будут популярны. Тогда стабилизировать ситуацию можно за счет перехода на массовые и недорогие услуги – например, на пошив униформы и детских вещей, или же сосредоточиться на экспресс-ремонте одежды. Это позволит ателье держаться на плаву.

В кризис стартуйте на минимуме

Принимать решение об открытии ателье нужно с оглядкой не на кризис, а на личную готовность, считают участники рынка. "Как показывает практика, кризис в нашей стране – это практически постоянное явление, которое может длиться годами. И если ждать окончания этого кризиса, то можно вообще ничего не сделать",  - уверена владелица студии индивидуального пошива "Петелька&Пуговка" Валентина Губарь. По ее словам, стартовать в кризис интересно потому, что риски, которые пугают многих начинающих предпринимателей (например, рост курса валют), могут при запуске ателье не помешать, а наоборот – помочь: "Фактически отечественные производители получают преимущество перед импортерами, торгующими одеждой – а все потому, что наши швеи предлагают свои товары и услуги в гривне. Значит, их цены не будут резко расти для покупателей".

ЗНАНИЯ. В швейном бизнесе без базовых знаний не обойтись. И даже если шить самому не хочется, желательно пройти хотя бы спецкурсы кройки и шитья – чтобы правильно организовать работу ателье. "Самое лучшее, когда твое хобби постепенно превращается в бизнес. Но если хочется попробовать открыть свое дело сразу, в швейном деле понадобятся определенные знания и навыки. Этот базис нужен как минимум для того, чтобы закупить необходимое оборудование для ателье, сформировать цены на услуги и объяснить заказчику нюансы кроя", – продолжает Губарь.

КАПИТАЛ. Не стоит в запуск ателье вкладывать большие деньги, советуют наши эксперты: экономный старт позволит быстро определить, грамотная ли бизнес-модель выбрана. "В самом начале, для минимизации затрат, можно открыть ателье у себя дома, чтобы сэкономить на аренде и коммуналке. Да и на оборудование на старте лучше потратить в пределах 10-12 тыс. грн – купив только швейную машинку, оверлок, набор ножниц, нитки ключевых цветов, булавки и т. д. Этого вполне достаточно – ведь клиент, как правило, покупает и привозит ткань сам. А соответственно, не нужно делать запасы этого товара. Регистрироваться для работы ателье лучше как предприниматель-физлицо", - говорит совладелец ТМ "Фолк Мода" Петр Скирчук. По его словам, если спрос на услуги ателье будет расти, тогда получаемый доход можно вложить в расширение – закупку допоборудования, найм новых сотрудников, аренду помещения: "В целом, если расходы на швейную мастерскую окупятся за один-два года, это будет хороший показатель. Иначе бизнес нецелесообразен".

Правильно выделяемся "из толпы"

Обеспечить развитие швейной мастерской могут два обязательных условия: качественные услуги и профессиональные мастера, поясняют предприниматели. "Самое важное в этом бизнесе – человеческий ресурс. Хорошие портнихи, модельеры – это залог успеха. Поэтому, если в вашей мастерской можно недорого сшить эксклюзивное пальто или мужской костюм, отзывы благодарных клиентов сработают лучше любой рекламы. Ведь благодаря "сарафанному радио", в ваше ателье будут приходить новые заказчики", – говорит Петр Скирчук. А Валентина Губарь рекомендует мотивировать мастеров, выплачивая им ставку плюс процент от заказов – такой подход заставит сотрудников не только дорожить рабочим местом, но и повысит их заинтересованность в привлечении клиентов: "Именно мастера обеспечивают заказы, и соответственно, прибыль ателье. Поэтому профессиональные швеи должны совершенствоваться: в частности, они должны уметь объяснить клиенту, как лучше сшить платье или блузку, ведь часто заказчики вообще не представляют, чего они хотят. Тогда им необходимо подсказать какие-то варианты. Для этого нужно развивать вкус и следить за модой", – поясняет Губарь.

ОРИЕНТИРЫ. В швейном деле очень важно месторасположение – если открыться в проходном месте, то о мастерской быстро узнают много людей. "Но если салон будет работать на вокзале, то большинство клиентов окажутся "одноразовыми". Если же владелец ателье планирует работать долговременно, то лучше открывать салон в спальном районе – это позволит сформировать круг постоянных клиентов",  - рассказывает Скирчук. Помимо выбора расположения мастерской, важно также понимать, кто ваша целевая аудитория – ведь конкуренты не дремлют. "Стандартный набор услуг – пошив и ремонт женской, мужской и верхней одежды. Но если недалеко от вас есть ателье, специализирующееся на женских костюмах, можно сделать акцент на услугах для мужчин и детей. Если же ваши конкуренты основали универсальное ателье, вам придется конкурировать с ними – как в ценах, так и в качестве работы", – продолжает Петр Скирчук.

Не стоит забывать и о креативных идеях – например, можно шить школьную форму к первому сентября, маскарадные костюмы – к Новому году и бальные платья – к выпускному. Правда, стабилизирующим фактором в швейном бизнесе может стать отсутствие рисков мертвого сезона: "С приближением зимы людям всегда нужны новые пальто, а летом девушки интересуются красивыми платьями или свадебными нарядами. Поэтому спрос постоянный", – уточняет Валентина Губарь.

РЕКЛАМА. В бизнесе с недорогим стартом приветствуются и экономные способы его популяризации – продвижение в соцсетях, предложение услуги друзьям, размещение объявлений на бесплатных сайтах, разработка программ лояльности, скидок и акций. "Даже свой сайт для ателье, вполне достойный, можно сделать на бесплатных платформах, при помощи онлайн-конструкторов. Это хороший метод экономии, особенно при открытии ателье. Позже, когда появятся свободные деньги, можно будет заказать сайт у дизайн-студии", – советует Губарь.

АНТИРИСКИ. Во избежание прогорания ателье, финаналитики рекомендуют просчитать перспективы окупаемости стартапа. "Грамотно прописанный бизнес-план даст ответы на вопросы, сколько денег надо для старта, сколько нужно держать в резервах, и стоит ли начинать этот бизнес. Сейчас по депозитам в гривне можно зарабатывать 20-25% годовых, в валюте – 10-12%. Если плановые показатели рентабельности бизнеса ниже этих цифр, возможно, лучше не рисковать", – говорит аналитик компании "Простобанк консалтинг" Иван Никитченко. По его словам, если стартапер все же рискнул организовать швейную мастерскую, не стоит забывать о возможных форс-мажорах, посему не помешает "заложить сумму, в размере трех среднемесячных расходов, на непредвиденные затраты".

Согласен с этим и директор центра розничного бизнеса UniCredit Bank Любомир Пунчев: "Жизнь полна взлетов и падений. Незапланированные расходы – частое явление для любого стартапа. В этот перечень входят растущие цены на коммунальные услуги, возможные новые налоги, акцизы или пошлины и др. Поэтому некую сумму стоит хранить на банковском счете. Средства должны быть доступными в любое время, а текущий счет является единственным инструментом для этого". Банкир напоминает: если стартапер сомневается, стоит ли вкладывать деньги в новый бизнес, то альтернативной формой инвестирования могут стать ценные бумаги или банковские депозиты в гривне.