Как останавливаться с наибольшей эффективностью, и когда нужно менять колодки

2 июня 2014, 18:00
Советы, которые помогут сохранить тормозную систему вашего авто

Стоп без тормозов.

Рано или поздно каждый автомобилист сталкивается с необходимостью заменить или отремонтировать тормозную системы. Если автомобиль на гарантии, то этот процесс проблем не вызывает — достаточно подъехать после определенной тысячи километров (в зависимости от гарантийных условий) на СТО, и на машину поставят рекомендованные производителем колодки. А вот  после снятия машины с гарантии (обычно это три года или 100 тыс. км пробега) этим вопросом приходится заниматься самостоятельно. Зачастую обычной заменой расходников (колодки, жидкость) тут уже не обойтись — тормозная система требует профилактического ремонта. И если его не сделать, остановить автомобиль вовремя не получится. Последствия — от мелкого ДТП до крупной аварии. Проблема в том, что многие водители даже не знают, на что обратить внимание мастера при очередном сервисе, а сам мастер может не заметить или не предупредить клиента о том, что у авто может появиться проблема с тормозами. В общем, тот случай, когда проблему легче предупредить, чем решить. "Сегодня" выяснила главные правила обслуживания тормозов.

Скрипы и скрежет

Реклама

В постгарантийный период колодки меняют по состоянию: когда при торможении появляется неприятный свист или скрежет — это сигнал о необходимой замене. Когда он появится — через 20 или 30—40 тыс. км — зависит от стиля вождения: если часто разгоняться и тормозить, колодки прослужат недолго. Если водитель заранее сбавляет скорость перед перекрестком, плавно давит на педаль, то тратиться на тормоза ему приходится намного реже. После появления первого скрипа тормоза еще полностью сохраняют свою работоспособность, но лишь на протяжении 1—1,5 тыс. км. После этого стираются остатки спецслоя, и из-под колес при попытке торможения раздается скрежет. Дальше двигаться своим ходом запрещено ПДД — тормозов у такого автомобиля уже нет. Часто скрип слышен и от новых колодок — первые километры они притираются.

Риски после замены

Случаются ДТП из-за того, что сразу после замены колодок водители выезжают на трассу, а тормозная педаль неожиданно "проваливается". К сожалению, не все мастера на СТО предупреждают автовладельца о том, что между поршнем и колодкой образовывается зазор. Чтобы ликвидировать его, нужно 20—30 раз сильно нажать на педаль с выключенным двигателем: это называется "прокачать тормоза". 

Реклама

Еще возможный "сюрприз", который приводит и к провалу педали, и к тому, что авто при торможении разворачивает в сторону, — кривой тормозной диск (если колодки долго не менять, на диске появляются зазубрины или другие неровности). Из-за этого колодка не прижимается плотно к диску. На фирменных СТО в этом случае рекомендуют заменить тормозной диск, но гораздо дешевле выровнять его поверхность, заказав услугу по проточке (100—200 грн).

Проблемы с электрикой

Некоторых водителей пугает вероятность отказа антиблокировочной системы тормозов (АБС). Практика показывает, что ничего не случится — автомобиль остановится. Просто при резком нажатии на педаль, если неисправна АБС, колеса могут заблокироваться, и машина пойдет "юзом". Поэтому если на панели приборов загорелся сигнал отказа электроники, тормозите плавно либо (при экстренном торможении) короткими резкими ударами по педали (имитируя работу АБС).

Реклама

Известны случаи ДТП из-за того, что водитель не понимал принципа работы антиблокировочной системы: она не дает колесам блокироваться, когда у шины нет сцепления с дорогой. Поэтому если нажать на педаль тормоза в момент наезда на яму (когда колесо в воздухе), тормоза не сработают. Чтобы активировать тормоза, отпустите педаль и нажмите на нее снова.

Время профилактики

Почти каждое авто после пяти лет жизни нуждается в профилактике: на СТО снимают суппорт, в котором меняют тормозные цилиндры, а также пересохшие от времени тормозные шланги. Стоит такая услуга порядка 500 грн (без стоимости деталей). 

На многих авто в этом возрасте может проваливаться педаль тормоза (без видимой причины) — признак износа главного тормозного цилиндра. Ехать с такой неисправностью можно (ПДД не запрещают), но на небольшой скорости и до ближайшей СТО, где нужно заказать замену детали. Тормозной путь в этом случае увеличивается на треть, а через 100 км тормоза и вовсе могут отказать.

Тормозную жидкость следует менять раз в год, независимо от пробега авто: она гигроскопична и в сильные морозы может превратиться в лед, а в жару — закипеть. В обоих случаях тормоза выходят из строя.

Почему важен ручник

За 2—3 года эксплуатации авто трос ручного тормоза (ручника) обычно растягивается и становится неэффективным. В этом случае его достаточно просто затянуть (эта услуга стоит около 100 грн). Но эта деталь может выйти из строя даже на новом авто — после первой же поездке на поднятом ручнике. Часто в результате такой ошибки водителя часть задних тормозных колодок стирается и восстановление работы ручного тормоза возможно лишь после их замены. 

Без ручника пользоваться автомобилем можно: ставьте авто на передачу при парковке, а если машина стоит под горку, дополнительно упирайте колеса в бровку. Правда, паркуясь без ручника на механике, нужно не забывать перед тем, как завести двигатель, снять машину с передачи: авто может резко дернутся вперед, что чревато ДТП. Если увлекаться парковкой без ручника на авто с коробкой-автомат, вероятен преждевременный (за 3—4 года) износ одной из шестеренок коробки (ремонт — от $300).