"Попытки РФ отложить введение ЗСТ между Украиной и ЕС были политически мотивированы": интервью с Николасом Берджем

12 октября 2016, 08:00
Глава торгово-экономического отдела представительства ЕС в Украине рассказал о работе Соглашения об ассоциации в части зоны свободной торговли, препятствиях со стороны России и украинских продуктах на европейском рынке

Когда вы говорите о традиционных рынках или традиционных товарах, вы должны спросить, где будущее для Украины и где прошлое. Я думаю, что это прошлое. Я думаю, что целый ряд товаров, которые шли на российские рынки не экспортировались в другие части мира,

На саммите Украина-ЕС в Брюсселе 24 ноября лидеры Украины и Евросоюза среди прочего обсудят вопрос окончательной ратификации Соглашения об ассоциации. Как известно, сейчас политическая и экономическая части СА применяются во временном порядке. Чтобы Соглашение заработало официально и на постоянной основе нужна ратификация последней страны-члена ЕС – Нидерландов. Но из-за проведенного там референдума (61% проголосовавших высказались против СА с Украиной), процесс затормозился. Сейчас в ЕС в поиске юридической лазейки, которая бы позволила и результаты референдума учесть, и процесс ратификации завершить. Но, как уже дал понять посол ЕС в Украине Хьюг Мингарелли, отвечая на вопрос "Сегодня.ua", до саммита в Брюсселе высокие умы ЕС вряд ли найдут такую юридическую лазейку. Но, по словам руководителя отдела торговли и экономики, первого советника Представительства ЕС в Украине Николаса Берджа, это не мешает работе СА в части ЗСТ. О первых результатах, препятствиях со стороны России и влиянии ЗСТ на экономику Николас Бердж рассказал в интервью "Сегодня.ua".

- Давайте начнем с вопроса о DCFTA (глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли между Украиной и ЕС). Еще до того, как данное Соглашение было подписано, Россия всячески пыталась этого не допустить, заявляя, что это приведет к миллиардным убыткам для российской экономики. Как Вы оцениваете влияние DCFTA на Россию?

Реклама

- Если посмотреть в целом на все соглашения о зоне свободной торговли, которые когда-либо были согласованы во всем мире, они всегда оказывают положительное влияние на страны, которые подписали Соглашение о зоне свободной торговле. В этом случае это Украина и ЕС, которые подписали DCFTA. Они также оказывают положительное воздействие на соседние страны, которое в данном случае включает Россию. Таким образом, мы будем убеждать, что на самом деле DCFTA должно оказать позитивное влияние на Россию, потому что это приведет к увеличению торговли, это приведет к увеличению экономического роста и многие страны смогут извлечь выгоду из этого. Мы потратили около полутора лет на обсуждение в трехстороннем порядке между ЕС, Украиной и Россией именно этого вопроса. И поскольку Россия выдвинула свои претензии, мы попросили их обосновать свои опасения. Некоторые из них были связаны с мошенничеством и контрабандной деятельностью, что не связано с DCFTA. В DCFTA нет ничего, что препятствует Украине и России продолжать торговлю, как они это делали в прошлом. Но, очевидно, и мы поняли это в конце переговорного процесса, что все попытки России были политически мотивированы, чтобы отсрочить введение DCFTA. Именно поэтому в конце переговоры провалились, и мы пошли вперед несмотря ни на что.

"В DCFTA нет ничего, что препятствует Украине и России продолжать торговлю, как они это делали в прошлом. Но, очевидно, и мы поняли это в конце переговорного процесса, что все попытки России были политически мотивированы, чтобы отсрочить введение DCFTA"

- То есть, они использовали политический популизм?

- Как вы это описываете – ваше право. Но ясно, что аргументы, которые они использовали, были экономически не обоснованы.

Реклама

- Выгодно ли ЕС экспортировать товары в Украину? Потому как за последние два года гривна резко обесценилась и, как следствие, существенно снизилась покупательская способность украинцев.

- Ну, если вы посмотрите на цифры с того момента, как DCFTA начала работать, вы сможете увидеть, что импорт из ЕС в Украину увеличивается. Из этого становится понятно, что украинцам нравятся европейские товары, и они их покупают. Конечно, мы бы хотели видеть еще больший рост импорта. Но это происходит в обоих направлениях. Экспорт из Украины в ЕС также растет. Вот почему правильно сказать, что это беспроигрышная ситуация для обеих сторон.

"Экспорт из Украины в ЕС также растет. Вот почему правильно сказать, что это беспроигрышная ситуация для обеих сторон"

- Как вы оцениваете заявку Украины на увеличение квот на экспорт наших продуктов питания и сельскохозяйственной продукции в ЕС?

Реклама

- Прежде всего, чтобы было абсолютно понятно, квоты не связаны с количеством экспортируемых товаров. Нет никаких ограничений по количеству, которое Украина может экспортировать в ЕС. Квоты касаются суммы импортных пошлин, которые должны быть уплачены. Так, ранее, к примеру, для зерновых и других сельскохозяйственных товаров, украинские экспортеры должны были платить определенные импортные пошлины. Мы нашли выход, представив, что мы называем, "ставку тарифной квоты", которая является преференцией исключительно для украинских экспортеров. Так, мы сказали, что для определенного количества товаров, экспортируемых из Украины, действует нулевая ставка пошлины. Но все, что превышает эту квоту должно облагаться ввозной импортной пошлиной. Сейчас мы рассмотрели просьбу Украины об увеличении "квот нулевой пошлины" и на прошлой неделе (интервью состоялось 6 октября – прим. ред.) наш еврокомиссар по вопросам торговли Сесилия Мальмстрем была здесь, в Украине, и она заявила, что Европейская комиссия предложила увеличить перечень тарифных квот на определенные товары. Данное предложение опубликовано, вы можете найти его на веб-сайтах ЕС. Но оно еще должно быть утверждено странами-участницами Европарламента. Но мы предполагаем, что размер тарифных квот на определенные продукты такие, как мед, виноградный сок, обработанные помидоры, ряд различных зерновых, должен быть расширен.

- Это очень хорошая новость. Вы уже можете сказать точную дату или время, когда ЕС может принять такое решение?

- Точно я не могу вам сказать, когда процесс будет завершен, поскольку все зависит от нашей правовой системы в ЕС. Еврокомиссия сделала законодательное предложение. Но оно еще должно быть согласовано демократическим путем странами-членами ЕС и также должно быть согласовано Европарламентом.

- В то же время за последние несколько лет Украина потеряла так называемые традиционные рынки. Я имею в виду рынки России и стран СНГ. И наши надежды возместить эти потери с помощью рынка ЕС не оправдались. Как мы можем увеличить товарооборот между Украиной и ЕС?

- Я думаю, когда вы говорите о традиционных рынках или традиционных товарах, вы должны спросить, где будущее для Украины и где прошлое. Я думаю, что это прошлое. Я думаю, что целый ряд товаров, которые шли на российские рынки не экспортировались в другие части мира, поскольку стандарты в других частях мира выше. Так что я думаю, что сейчас Украина переживает сложный период перестройки, чтобы сделать себя конкурентоспособной на мировом рынке. Таким образом, я думаю, что виды продукции, которые Украина будет экспортировать и производить в будущем, будут лучшего качества, они будут более конкурентоспособными, и они будут попадать на другие рынки. Я говорю не только о Европейском Союзе. У вас есть Турция, у вас есть Северная Африка, Ближний Восток ...

"Когда вы говорите о традиционных рынках или традиционных товарах, вы должны спросить, где будущее для Украины и где прошлое. Я думаю, что это прошлое. Я думаю, что целый ряд товаров, которые шли на российские рынки не экспортировались в другие части мира, поскольку стандарты в других частях мира выше"

- Азия ...

- Да, Азия. Мир открыт для украинских товаров. Я думаю, сельскохозяйственная и переработанная сельскохозяйственная продукция будет играть ведущую роль. Но уже сейчас вы можете увидеть сигналы новых развивающихся бизнес-идей, которые будут создавать товары будущего.

- Не могу не спросить о том, потому как данный тезис довольно популярен в Украине, что ЕС ввел квоты, чтобы защитить свои рынки от украинских товаров.

- Да, конечно, есть интерес со стороны, скажем, европейских фермеров, защитить свои рынки от растущей конкуренции со стороны стран, которые не имеют таких высоких экологических и социальных стандартов. Они (европейские фермеры – Авт.) могут уже страдать от введенных торговых ограничений со стороны России... Так что, если вы посмотрите, скажем, на молочную отрасль, там очень часто были протесты производителей молочных продуктов государств-членов ЕС, которые обеспокоены ценами (на их продукцию – Авт.) и дешевым импортом. Это сложный вопрос для меня, потому что я чиновник по вопросам торговли. Я верю в свободную торговлю, но я также могу понять обеспокоенность фермеров ЕС. Есть люди, призывающие к защите (собственных интересов и рынков – Авт.) с обеих сторон. Так что в конечном итоге нужно найти правильный баланс и способ убрать торговые барьеры. Как я уже сказал, мы осознаем, что в некоторых секторах для некоторых товаров мы должны расширить эти тарифные квоты для доступа украинских экспортеров (к рынку ЕС – Авт.).

- Какие украинские экспортируемые товары пользуются популярностью на рынке ЕС? Может, вы знаете некоторые из них?

- Будучи предельно честным, я думаю, что украинские продукты не очень хорошо известны, именно как товары из Украины. Потому что, я думаю, что много товаров могут идти в ЕС как ребрендинг продуктов или компонентов других продуктов и так далее. Но я могу только представить себе телевизионную рекламу для продвижения продукции украинских производителей. К примеру, показывая, как делали продукцию ваши предки и так далее. И, конечно же, что очень важно, – это качество продукции. Но с точки зрения брендов я не думаю, что очень многие украинские бренды известны в ЕС. Конечно, зерновые и многие сельскохозяйственные продукты поступают в ЕС. Но они не обязательно представлены на рынке как продукты из Украины.

"Будучи предельно честным, я думаю, что украинские продукты не очень хорошо известны, именно как товары из Украины"

- До сих пор не решена проблема с окончательной ратификацией DCFTA из-за голландского референдума. В ЕС уже есть юридическое решение?

- До сих пор нет окончательного решения. Это в первую очередь проблема для Нидерландов, и я думаю, что они еще не пришли к окончательному решению вопроса, как быть с конкретно этой проблемой. Я думаю, вы очень хорошо знаете, что референдум, который прошел в Нидерландах, на самом деле не имел ничего общего с Украиной. Люди, которые голосовали, на самом деле не думали об Украине; они думали о других вопросах – о некоторой неудовлетворенности в ЕС, миграции и так далее. Таким образом, правительство Нидерландов должно взять на себя инициативу и решить, как с этим справиться. В то же время, люди говорят о временном применении Соглашения об ассоциации (с 1 января 2016 года заработало временное применение СА в части ЗСТ – Авт.), но на самом деле такое временное применение не имеет ограничений по времени. Так что я думаю, главное – придерживаться DCFTA и сильно не волноваться из-за этого процесса (результатов референдума в Нидерландах – Авт.). Я думаю, что, в конце концов, они найдут решение.

"Я думаю, вы очень хорошо знаете, что референдум, который прошел в Нидерландах, на самом деле не имел ничего общего с Украиной. Люди, которые голосовали, на самом деле не думали об Украине; они думали о других вопросах – о некоторой неудовлетворенности в ЕС, миграции и так далее"

- Как взаимные санкции повлияли на товарооборот между ЕС и Россией?

- Что я точно знаю, что вначале это стало очевидным ударом для европейских экспортеров сельскохозяйственной продукции, так как Россия ввела эмбарго на сельскохозяйственную продукцию. Что произошло в течение последующих двух лет – многие из этих производителей нашли другие рынки. И я думаю, то же самое происходит и в Украине. Таким образом, хорошие производители, хорошие экспортеры всегда найдут другие рынки.

"Не правительству, или ЕС или любым должностным лицам определять, какие отрасли будут или не будут успешными. Это будут решать рынки, люди и потребители"

- И последний вопрос, какие товары и продукцию вы можете посоветовать, нам производить для успешного экспорта в ЕС?

- Я думаю, что это вопрос не ко мне. Это вопрос для бизнеса. Знаете, не правительству, или ЕС или любым должностным лицам определять, какие отрасли будут или не будут успешными. Это будут решать рынки, люди и потребители. Я вижу, к примеру, вокруг Львова есть кластер IT-компаний, который в настоящее время развивается. Правительство или мэр Львова не говорил им развиваться.

Фото с сайта euukrainecoop.net