Госинспекция учебных заведений Украины собирается отказаться от стресс-проверок

25 ноября 2017, 09:00
В Академии ДТЭК считают, что проверки должны быть не для нагоняя, а для решения проблемы

Стратегическая сессия. Академия ДТЭК совместно с Госинспекцией учебных заведений Украины нашли новый способ взаимоотношений

Все знают, как проходят проверки: руководители предупреждают подчиненных, чтобы готовились к приходу "ревизора", и говорят, что за порядок они отвечают головой. Последние разводят бурную деятельность и пьют лекарство от стресса — потому что будет проверка. Так и происходит: приходит "строгий" проверяющий и начинает свою работу.

Поэтому Академия ДТЭК совместно с Госинспекцией учебных заведений Украины обсудили новый способ взаимоотношений: заменить непродуктивные стресс-проверки на визиты инспекторов с плодотворным диалогом сторон. То есть не выявление недочетов и "кнут", а непременная помощь проверяющего в решении обнаруженной проблемы.

Реклама

Стратегии: шаг за шагом к новому

В этом году на базе Академии ДТЭК планируется проведение еще нескольких совместных стратегических сессий. А уже с нового года полученные навыки планируют пустить в жизнь и применять на практике. Участники процесса согласны, что медлить в данном случае нельзя, и даже небольшие шаги в итоге дадут значительные результаты.

"С каждой такой встречи будут делаться выводы, — объяснила Татьяна Шерман. — Мы будем смотреть, какие у нас будут наработки, какая практика есть в Европе и мире, может, что-то удачное внедрял бизнес. Очень важно, что мы налаживаем диалог с будущей организацией обеспечения качества образования. Одной из главных тем будет квалификация специалистов и то, по каким параметрам они будут работать, как способствовать повышению качества образования. Важные моменты — обучение сотрудников (они готовы к новшествам, но есть большой объем работы, который необходимо формализовать на уровне документов) и создать каналы коммуникации сторон — участников процесса", — говорит Татьяна Шерман.

ИНТЕРЕС."Бизнес больше всего заинтересован в осовременивании украинской системы образования и государственных ведомств. Ведь нынешние учащиеся — это будущие работники предприятий и компаний. Поэтому мы взяли на себя роль такого посредника, который не будет поддерживать только одну или другую сторону, а будет нацелен помогать выработать действительно перспективные стратегии для модернизации системы образования", — объяснил директор Академии ДТЭК Евгений Бондаренко.

Реклама

Планы: поменять цели визита и восприятие

Когда ожидают инспектора в учебных заведениях с плановой проверкой или по какой-то жалобе, то часто его воспринимают как того, кто пришел найти недостатки и в чем-то уличить "нерадивых" сотрудников. Такой подход нужно менять. На первом общем собрании специалисты Государственной инспекции учебных заведений обсуждали с Академией ДТЭК вопросы, связанные с созданием в Украине системы обеспечения качества образования.

"У Академии ДТЭК стоят две основные задачи: помочь провести реформу, сделав так, чтобы инспекция трансформировалась из ревизионного органа для учебных заведений, к которому они не расположены, в партнера, — рассказала руководитель департамента по работе с внешним рынком ДТЭК Татьяна Шерман. — А также провести работу с самими специалистами, так как у нового ведомства, Государственной службы качества образования, совершенно иная миссия и философия. Имеющиеся функции будут дополнены другими, связанными с институционным аудитом учебных заведений, оцениванием и обеспечением качества их программ, предоставлением соответствующих рекомендаций. В связи с этим специалисты не могут остаться прежними, с имеющимися на сегодняшний день знаниями и подходами".

Конечно, придется менять подход и кругозор.

Реклама

"Мы надеемся, что на сессиях, которые у нас запланированы со всеми участниками процесса (специалистами Госинспекции, руководителями вузов, школ, детских садиков), удастся выяснить, какой они хотят видеть новую Госслужбу качества образования, как должна быть построена работа, какие новые критерии и методики должны быть разработаны для улучшения качества образования" — объясняют в Академии ДТЭК.

Конструктивную позицию озвучивают и в Госинспекции учебных заведений Украины.

"Очень важно построить такую модель, которая бы эффективно способствовала постоянному повышению качества и формировала доверие общества к системе отечественного образования. И первое, конечно же — это разработка критериев и стандартов, по которым будет работать система внутреннего и внешнего обеспечения качества образования. Мы всеми силами постараемся со своей стороны сделать все возможное, чтобы Госслужба качества образования стала сервисным органом, который не только поможет принять решение в обнаруженной проблеме, но и будет заинтересован в том, чтобы находить, что есть лучшего в Украине и в мире, и имплементировать это в наших учебных заведениях",  — подчеркнул глава ведомства Руслан Гурак.

История и "модель" будущего

Первая сессия собрала в Академии специалистов Госинспекции учебных заведений Украины. Они вместе с фасилитатором (обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), руководителем института внутренних тренеров и экспертов ДТЭК Олегом Шаповаловым провели историческое "сканирование" прошлого, собрав события, которые оказали влияние на наше настоящее, предложили "модель" будущей Госслужбы качества образования. В конце встречи обсуждались проблемы, связанные с созданием и обеспечением эффективной работы новой службы качества.

"Среди главных: нехватка ресурсов, неопределенность законодательства (кроме Закона "Об образовании" нужны еще изменения в другие законы и разработка и принятие подзаконных актов — постановлений Кабмина или приказов МОН)", — рассказали в Академии ДТЭК.

Также поднимался вопрос о повышении квалификации кадров, наборе новых сотрудников и в центральный аппарат, и на местах (Госслужба качества должна по закону иметь региональные отделения, при этом количество сотрудников должно возрасти почти в три раза — сейчас работает всего 40 человек).