Глава Нацбанка Валерия Гонтарева: Фиксированного курса в стране больше не будет, но НБУ следит за ситуацией

6 августа 2014, 21:40
Интервью у Валерии Гонтаревой взяла журналист канала "Украина" Наталья Кравченко для информационной программы "События" и сайта Сегодня.ua

Валерия Гонтарева. Фото: lifedon.com.ua

—  Чем был продиктован вчерашний выход НБУ на межбанковский валютный рынок?  

— Когда мы вчера вышли на интервенцию с покупкой 11.93 и продажей 12.26, наверное, эти цифры рынку хорошо показали, что Национальный банк думает о состоянии рынка. С другой стороны, вы же понимаете, никаких коридоров Национальный банк больше не дает. НБУ занимается тем, что смотрит за инфляцией и тормозит эти процессы.

Реклама

—   То есть курса 15-20 гривен за доллар к осени ожидать не стоит?

— Такие цифры мы даже не обсуждаем. Как вы видели, Национальный банк вышел на рынок с интервенцией исключительно для того, чтобы сгладить излишнюю нервность рынка. Наши ожидания, что с гривной не только ничего не должно случиться, но и должны происходить позитивные моменты.

—   Почему Нацбанк так долго не выходил с интервенцией?

Реклама

— Мы очень внимательно наблюдаем за происходящими событиями. Но идея НБУ в том, что рынок должен сам находить равновесные точки. По большому счету, мы хотим сделать рынок таким, чтобы НБУ вообще не нужно было туда выходить, или выходить с интервенциями, когда действительно происходят какие-то катаклизмы. У нас же может быть все, что угодно, поскольку рынок достаточно узкий. Скажем, прошлая неделя связана с тем, что были политические ожидания, отставка правительства под вопросом, распад коалиции, то есть изначально начал реагировать наличный рынок. На сегодняшний день ситуация на наличном рынке полностью стабилизировалась. То есть у нас еще есть некие инерционные тенденции. Поэтому однозначно будем следить за рынком, однозначно в усиленном режиме его мониторить и поэтому, я так думаю, смотреть с оптимизмом в будущее – это то, что нам нужно, но для этого нам нужен мир в стране. Это я вам точно скажу.

Банки восприняли нашу интервенцию позитивно. Истерик на валютном рынке в нашей стране было предостаточно. Но сегодня все должны понять, что больше фиксированного курса в стране не будет. При этом Национальный банк не просто следит за ситуацией, а пристально следит. И нерациональных движений курса допускать не будет. Девальвация национальной валюты превысила рациональный уровень, она постепенно из-за инфляции курс нагоняет, но у НБУ есть планы даже пополнять свои резервы уже в этом году. Что говорит о том, что мы ожидаем больший приток валюты, чем будет на нее спрос. Цифру я смогу назвать после 29 августа, когда группа директоров МВФ ее утвердит.

—   В ряде небольших украинских банков введена временная администрация, а над самими банками нависла угроза банкротства. К чему готовиться вкладчикам таких банков и не означает ли это, что с рынка сознательно вытесняют маленькие банки?

Реклама

— Это совершенно не соответствует действительности. Хотя устойчивость таких банков является проблемой и для НБУ, и для всей финансовой системы страны. Но, к счастью, у нас 35 крупных банков занимают порядка 80 процентов активов в банковской системе. Поэтому небольшие банки не являются системными и не представляют большой угрозы для банковской системы. Нахождение банков в фонде гарантирования депозитов связано исключительно с платежеспособностью этих банков, и неспособностью эти банки реанимировать с помощью тех механизмов, которые есть в инструментарии НБУ. Поэтому мы говорим, что у нас есть категория проблемных банков, но не имеет значения, большой это банк или маленький. И мы с этой категорией очень активно работаем, работаем по поддержанию капитализации банка, ликвидности. НБУ до последнего борется за каждый мелкий банк. Только когда НБУ бессилен, банк признается неплатежеспособным и передается в Фонд гарантирования вкладов.

—   Разработана концепция реформирования банковской системы до 2020 года. Что предполагается изменить уже в ближайшее время?

— Сама концепция – это пилотный проект, который мы показали рынку, задекларировав свою готовность к переменам. Концепция развития не утверждалась правлением НБУ. Но уже до конца этого года стратегия наша следующая.

Первое – это реформирование самого НБУ по образцу центрального банка Канады. У нас будет значительно уменьшаться количество членов правления, перераспределены функции между членами правления, будет создан и монетарный комитет. Скажу вам, что в сопоставимых с нами странах,  коллектив Центрального банка как минимум в 5 раз меньше, чем у нас. Поэтому мы действительно будем сокращать численно наш штат.

Второе – мы уже подняли планку по уставному капиталу. Все новые банки, которые не были еще зарегистрированы, должны иметь портфель в 500 миллионов гривен. Для работающих банков мы менять требования по уставному капиталу не стали – он так и остался на уровне 120 миллионов, но в течение 10 лет такие банки должны будут поднять минимальный капитал до 50 миллионов гривен. Что еще раз подчеркивает, что НБУ ни в коем случае не ведет войну с маленькими банками. Есть борьба за чистоту банковского сектора. Мы хотим вывести с рынка банки неплатежеспособные, банки, которые занимались операциями, которые попадают под финансовый мониторинг. И только после этого мы приступим к концепции гарантирования депозитов для частных лиц и к тому, что все–таки срочный депозит – это есть депозит на срок. На сегодняшний день нашей банковской системе очень мешает то, что граждане, заключив депозитный контракт на определенный срок, потом внезапно решают его расторгнуть. Поэтому НБУ часто приходится вводить административные меры. Поэтому мы считаем, что если это депозит, то он находится в банке ровно тот срок, на который заключен контракт, а вот сберегательный счет или текущий счет – это как раз та ликвидность, которая клиенту должна быть предоставлена в неограниченных объемах каждый день.