Дешевые дороги в Украине: как можно использовать золошлаки от ТЭС

27 декабря 2017, 20:07
Благодаря дорогам из золошлаков в Евросоюзе утилизируют отходы и решают проблемы защиты окружающей среды

Фото: dnepr.info

Украинские ТЭС – крупнейшие производители золошлаков, – сами пытаются пристроить отходы своих станций. Миллионы тонн того, что остается от сгоревшего угля, предлагают использовать в строительстве дорог. Чиновники же на словах эту инициативу поддержали, но как будут помогать реализации – пока неизвестно.

Черные горы, присыпанные снегом на полигоне отходов Бурштынской теплоэлектростанции – это и есть золошлаки, и эти пейзажи около ТЭС уходят за горизонт. Местами зола от сожженного на станции угля уже утрамбовалась в импровизированные дороги, испещренные следами грузовиков.

Реклама

Из этих отходов в Украине хотят строить настоящие автодороги. Уже в 2018 году подобные отходы будут использовать в пилотном проекте – в строительстве километровой дороги неподалеку от поселка Добротвор во Львовской области.

"Думаю, должен быть хороший хороший эффект – дорога с асфальтовым твердым покрытием должна долго прослужить, надеемся по крайней мере на это. Если это будет нормальная себестоимость строительства, будем дальше его (золошлаки – Ред.) использовать для строительства наших дорог", – рассказал глава Стародобротворского сельсовета Олег Прокопейко.

Для Украины это – новинка, но вот для европейских стран – нечто обыденное. Благодаря дорогам из золошлаков утилизируют отходы и решают проблемы защиты окружающей среды.

"Во всем мире используются отходы теплоэнергетики для дорожного строительства . До 95% используется золошлаков теплоэнергетики, не образуя золоотвалов. Таким образом, мы тоже можем добиться такого результата", – объяснила менеджер департамента по экологической безопасности ДТЭК Энерго Татьяна Завгородняя.

В экологичных дорогах будущего эти золошлаки заменят песок, щебень и бетон, что позволит снизить себестоимость автопутей на треть. Благодаря этому и дорог можно строить больше.

Реклама

"Если правильно подходить к подбору состава, то это очень неплохой материал. Он может заменить и щебень, и укрепляющие материалы. То есть конструкцию дорожного покрытия тоже можно на 60-70% обеспечить таким материалом, как золошлаковые отвалы", – рассказал первый замдиректора Государственного дорожного научно-исследовательского института Валерий Ворожемский.

В "Укравтодоре" считают целесообразным использовать золошлаки не только для строительства новых дорог, но и в реконструкции действующих. В ответе на запрос "СЕГОДНЯ" о качестве новых дорог нам ответили :

"При обустройстве слоев дорожного покрытия с использованием золошлаковых материалов ТЭС проводится... контроль качества строительных работ, во время которого обязательно проверятся соответствие проектным решениям, строительным нормам и стандартам. Следовательно, качество обустройства слоев из золошлаковых материалов ТЭС такое же, как и из материалов традиционных: щебня, песка, смесей".

Строительство новых дорог поддерживают и в Минэкологии – проект созвучен целям Национальной стратегии управления отходами. Касается это и перехода экономики к замкнутому циклу и утилизации отходов.

"Кабинет министров одобрил этот документ. И стоит абсолютно понятная задача перед нами – это внедрение циклической экономики, внедрение расширенной ответственности производителя", – заметил министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак.

Как чиновники готовы поддержать строительство дорог из золошлаков делом – пока неизвестно. Тем временем неиспользуемые объемы "продуктов жизнедеятельности" ТЭС продолжают расти – сжигание угля остается главным источником тепла в домах украинцев и выработки в стране электричества.