19 лет земельной реформы: как принимали закон о рынке земли в Украине

31 марта 2020, 17:49
Мораторий на продажу украинских сельхозземель продлевался 10 раз

/ Фото: Александр Яремчук, Сегодня

В ночь на вторник, 31 марта, в Украине произошло без преувеличения историческое событие. Верховная Рада приняла закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Законопроект № 2178-10 предусматривает запуск рынка земли в Украине с 1 июля 2021 года, а соответственно, и снятие моратория на продажу сельхозучастков.

Впервые мораторий на продажу сельхозземли был принят 18 января 2001 года, когда Рада проголосовала за закон № 2242-III, и продлевался в общей сложности десять раз. Последний раз – 20 декабря 2018 года, когда за продление моратория проголосовал 231 депутат при минимально необходимых 226 голосах.

Реклама

История вопроса

Пожалуй, в новейшей истории Украины самая болезненная реформа – земельная. Земельному вопросу в Украине немногим меньше, чем украинской Независимости: власти не могут его решить с 1991 года. В отсутствие какого бы то ни было земельного законодательства в стране мораторий 2001-го был введен для того, чтобы создать в Украине инфраструктуру рынка земли и обеспечить нормативное урегулирование земельных отношений.

Согласно закону № 2242-III, до принятия Земельного кодекса собственники паев не могли продавать, дарить или иным образом отчуждать земельные участки, однако имели право передавать их в наследство и продавать для государственных и общественных нужд. Предполагалось, что мораторий будет действовать до 2005 года. Но, как известно, нет на свете ничего более постоянного, чем временное – в результате действие моратория продлевали в 2004, 2006, 2008, 2010, 2011, 2012, 2015, 2016, 2017 и 2018 годах.

Между тем отмена моратория являлась одним из требований ключевого кредитора Украины – Международного валютного фонда (МВФ) – и была прописана в коалиционном соглашении. В частности, как особенно подчеркивал Рон ван Руден, глава миссии МВФ, которая работала в Украине в сентябре 2019 года, запрет на продажу "мешает полноценному развитию сельхозсектора и использованию земли под залог для кредитов".

Реклама

Причины, по которым продлевался мораторий, – недоделанный электронный земельный кадастр, который официально заработал еще в январе 2013-го, но в ноябре 2015 года был заполнен всего на 11%. (Для завершения инвентаризации земель необходимо было порядка 2,5 млрд грн.) Среди других проблем называлось отсутствие в стране Земельного банка и Аграрной биржи. Кроме того, разработку самого законопроекта "Об обороте земель" последовательно "отфутболивали" друг другу профильный комитет Верховной Рады, Кабинет министров, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства и Министерство аграрной политики и продовольствия.

Наконец 13 ноября 2019 года Верховная Рада наконец-то приняла в первом чтении закон о земельной реформе– законопроект №2178-10 об обороте земель сельскохозяйственного назначения. За законопроект проголосовали 240 народных депутатов.

Изначально планировалось, что закон примут во втором чтении до начала 2020 года, однако из-за большого количества правок (4018) депутаты не успели заняться документом. Последний "раунд" рассмотрения законопроекта во втором чтении длился с 6 февраля.

Реклама

Любопытно, что против земельного закона выступили сами фермеры. 11 ноября акция протеста фермеров прошла по всей стране, а в день принятия закона (13 ноября) протесты ожидаемо переместились под здание Рады. Протестующие даже принесли под стены парламента свинью в гробу, причем настоящую.

Фото: Bogdan Aminov/Facebook

"Принятие этих законов оставит без работы 3,5 млн фермеров, которые арендуют землю у пайщиков и платят в год за аренду по 200 долларов с гектара, как в Европе", – заявила во время акций протеста председатель Ассоциации животноводов Украины Ирина Паламар.

По словам Паламар, фермеры не выдержат конкуренции со стороны зарубежных корпораций, которые либо выкупят землю у пайщиков, либо станут платить им больше за аренду. Но фермеры еще и вкладывают в инфраструктуру, строят мини-заводики, цеха по переработке продукции, объекты соцкультбыта (магазины, парикмахерские и т. д.), обеспечивая селян работой и сервисом. Всего этого, по мнению фермеров, не будет, если придут иностранцы.

Между тем в законе № 2178-10 четко прописано, что доступ к рынку земли запрещается для таких категорий:

  • иностранцы и иностранные компании;
  • компании в собственности граждан страны-агрессора;
  • компании под санкциями;
  • компании в собственности иностранных государств, офшоров, или же те, бенефициара которых невозможно установить;
  • юрлица, зарегистрированные в странах, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов.

Впрочем, по первому пункту планируется референдум. Еще в ноябре 2019-го президент Украины Владимир Зеленский подчеркнул в своем видеобращении, что "компании, которые имеют среди основателей иностранцев, получат право покупать украинские земли только в случае, если на это будет дано согласие народа Украины на всеукраинском референдуме".

Отметим также, что на данный момент закон о рынке земли заблокирован – не может быть подписан ни спикером ВР, ни президентом – ведь уже на следующий день после его принятия в парламенте были зарегистрированы два проекта постановлений об отмене результатов голосования.

Подробнее о том, кто получит доступ к рынку земли, читайте в специальном материале сайта "Сегодня" "Рынок земли открывается: что приняла Рада и кто сможет покупать участки".