Бобры и голуби РАЭС: репортаж с атомной электростанции

30 апреля 2015, 08:20
К территории станции частенько приходят животные, а фон там в два раза меньше, чем в столице

Общий вид. Из-за «монументальности» градирни, охлаждающие воду, часто принимают за сами энергоблоки. На деле же энергоблоки намного меньше (на фото — в правом углу) / Фото: Александр Яремчук

Атомные станции — одни из наиболее охраняемых и засекреченных объектов в стране. Корреспонденты "Сегодня" побывали за колючими заборами Ровенской АЭС и узнали, как туда забредают животные, что там делают с птицами и где тренируются оперативные сотрудники. 

ЖИВОТНЫЕ И РЫБА. В циркуляционных каналах под градирнями станции (огромные спиленные конусы, которые принимают за энергоблоки, хотя они служат для охлаждения воды. — Авт.) водится рыба. Время от времени ее вылавливают и отпускают на волю. Бывают и другие "посетители". "Два года назад выловили из канала бобра, — рассказывает начальник смены Сергей Препиновский. — Живого, только слегка напуганного. Вытащили и отправили на волю. Вообще, животные к станции приходят часто. Как-то иду на работу, метров за триста от станции из кустов выбегает кот, плюхается прямо передо мной, а в глазах мольба: брат, помоги, пропадаю! Пришлось забрать с собой. Договорился с охраной, животное посидело у них, после смены в город отнес". Охранники добавляют: как-то под забором поймали... козла. Пришлось присматривать за ним, пока не явились хозяева.

Реклама

Каналы. Два года назад здесь выловили бобра и отпустили на волю. Фото: А. Яремчук

С птицами тут борются. Территорию убирают и гнездиться пернатым не дают. Время от времени динамики транслируют громкое карканье ворон и крики других хищных птиц. Но помогает не всегда: в машинном зале третьего энергоблока, где пришлось закрывать уши берушами из-за громкого шума, мы насчитали трех голубей. Повредить оборудование они не могут. Но вот убирать, сознаются работники, приходится.

Реклама

ТРЕНИРОВКА. Учебно-трени­ровочный центр РАЭС — это полномасштабная копия залов управления энергоблоком. Все процессы здесь моделирует компьютер. На тренажере обучают элиту АЭС — людей, непосредственно управляющих реактором, и оперативников. В зале их трое: начальник смены реакторного отделения, начальник смены турбинного цеха и начальник смены блока. Тренажер условно поделен на две части: правая управляет реактором, левая — турбинами. Управляется все ключами (потому что кнопку можно нажать случайно). "Ключ аварийной защиты останавливает реактор за 4 секунды, — говорит инструктор Дмитрий Дейнега и тут же предлагает попробовать. Ключ повернут, в зале звенит и гудит сирена, по спине бегут мурашки. Мониторы показывают падение активности. Мы "уронили" реактор. В реальности в последний раз такое было в 2004 году. Чтобы попасть хотя бы на тренажер, нужно начать с рабочей должности и дойти до ведущего инженера (это 10—15 лет работы). Но даже тогда без "визы" психологов на тренировку не допустят: нужно, чтобы человек был полностью здоров, стрессоустойчив, быстро и правильно реагировал и умел работать в команде.

Тренажер для "элиты". Чтобы попасть сюда, нужно быть оперативником с 15-летним стажем. Фото: А. Яремчук

Реклама

Западно-Украинская

В засекреченные советские времена Ровенской АЭС не существовало. Несмотря на то, что уже в 1971 году началось ее проектирование (достроили в 1980-м). Тогда, по аналогии с Южно-Украинской, ее называли Западно-Украинской — чтобы случайно не сдать регион расположения условному врагу. Уже потом, на стадии строительства, ее переименовали.

На сегодняшний день РАЭС ежегодно вырабатывает более 18 млрд киловатт-часов электроэнергии. Это 20% от производства электроэнергии на всех АЭС и 10% от общей выработки в стране. Здесь четыре энергоблока, из них два — "миллионники" (мощность 1 млн. кВт), и два поменьше (400 тыс. кВт). Работают на станции более 8 тысяч человек.

Автор и редакция благодарят пресс-службу НАЭК "Энергоатом" и руководство Ровенской АЭС за помощь в создании этой статьи.