Банкротство и взлеты: какой бизнес заработал во время карантина

25 мая 2020, 17:42
Многим предпринимателям пришлось перестраивать работу

/ Фото: Getty Images

Американские миллиардеры смогли заработать во время карантина. Например, основатель Facebook Марк Цукерберг во время пандемии коронавируса умудрился заработать 31 млрд долларов. Почти столько получил глава Amazon и самый богатый человек в мире Джефф Безос – 29,9 млрд долларов. Каким образом одни зарабатывают в кризис, а другие банкротятся? И кто в Украине смог получить честную выгоду во время пандемии?

Собственник кофейни Вадим Грановский сетует, что его заведение работает с "небольшим операционным минусом". Предпринимателю пришлось подстраиваться под вызовы пандемии и увеличить расходы на антисептики, защитные средства и транспорт. Чтобы сохранить бизнес во время жестких ограничений, Вадим должен был перестроить работу, привлекать службы доставки и научиться работать без гостей – в формате "кофе с собой".

Реклама

"Мы убрали посуду, оставили только бумажную. Убрали наличку. К логистике мы тоже были готовы – и собственный транспорт, и такси начали использовать. Сотрудники пользовались такси каждый день, чтобы добраться на работу", – рассказывает Вадим.

Но от введения строгого карантина пострадали не только кафе и рестораны, утверждает основательница специализированного интернет-издания о сфере торговли Юлия Белинская. По ее словам, значительные потери понесли также магазины техники и салоны красоты.

"Это падение от 65 до 90%. И это мы еще говорим – "в лучшем случае". Потому что худший случай – это просто минус 100%", – отмечает Белинская.

Госслужба статистики отчиталась: физический объем оборота розничной торговли в апреле уменьшился на 15% по сравнению с апрелем прошлого года. Но не у всех дела идут настолько плохо.

Например, в феврале дезинфицирующее средство можно было купить за 78 гривен, а уже в начале марта такое же продавали за 590 гривен. О репутации среди продавцов и речи не шло – все работали с максимальной для себя выгодной. Аптечные сети тоже делали все возможное, чтобы заработать.

Реклама

"Были неадекватные отклонения – до 50% какие-то цены выросли, а какие-то в разы – типа масок. То, что я заметил – многие лекарства подорожали раза в полтора. И это было необъяснимо вообще ничем, потому что валютный курс стабильный", – говорит руководящий партнер инвестиционной компании Capital Times Эрик Найман.

Работники почтовых отделений тоже не жалуются на нехватку работу – наоборот, жалуются, что просто не успевают выдавать посылки из-за высокого спроса. Маркетологи объясняют: почтовых отправлений так много, потому что заказов в интернет-магазинах стало больше из-за того – обычные торговые точки были долгое время закрыты.

"Мы приняли решение, что мы не будем останавливаться, у нас есть свой интернет-магазин... Мы максимально все свои усилия направили в эти направления. <...> Финансовый результат у нас положительный", – делится опытом основатель компании-производителя химии и косметических средств Алексей Вереникин.

Продажи этого производителя в обычных магазинах упали, но их удалось компенсировать за счет интернет-торговли.

С 11 мая, когда карантин немного ослабили и открылась часть непродовольственных торговых точек, для многих оставалась проблема транспорта. В этот момент оперативно среагировали таксисты – и подняли цены. Правда, только кратковременно. Теперь, когда работа общественного транспорта возобновилась, таксисты боятся, что заказов станет еще меньше, чем было во время жесткого карантина.

Реклама

Во время жесткого карантина в ресторанах и кафе можно было заказывать блюда с доставкой. Заведения, у которых не было собственных служб доставки, обращались к подрядчикам. Последним удалось заработать, но эффект, как и в случае такси не будет долгосрочным, предупреждают эксперты.

"Был пиковый рост, у них все выросло, но с окончанием карантина, скорее всего, будет пропорциональный отток, потому что так же случилось в Китае", – говорит Белинская.

Зато точно можно сказать, что продуктовые торговые сети остались в плюсе, даже несмотря на незапланированные расходы.

"Продуктовые сети в целом себя чувствуют очень успешно и это общемировая тендеция – и в США, в Европе, потому что люди кушали, кушают и будут кушать", – говорит Найман.

С ослаблением карантина эксперты прогнозируют подорожание услуг салонов красоты.

"Если бы я была владельцем салона или парикмахерской, то я бы тоже сейчас подняла цены, так как спрос будет бешеный, поэтому можно попробовать немного отбить за два месяца простоя", – считает Белинская.

Рост цен прогнозируют и рестораторы. Как, к примеру, это произошло в Италии, которая понемногу оправляется от последствий пандемии.

"Цены, скорее всего, вырастут, потому что ситуация очень простая: конкуренция уменьшится. Т.е. если умирает каждый второй ресторан, то, значит, нагрузка на выжившие рестораны увеличится", – объясняет Найман.

К слову, эксперты уверяют, что нажиться на карантине, пользуясь всяческими лазейками, не удалось никому.

"Есть такая у финансистов поговорока, что прилив поднимает, а отлив опускает все корабли. Кто-то пережил с большими потерями, кто-то с меньшими", – говорит доктор экономических наук Александр Розенфельд.

"Мы все проиграли, потому что экономический кризис только начинается. И это будет болезненно", – добавляет Белинская.

Напомним, ранее представители украинского бизнеса рассказали, как наладят работу после карантина. Пока только 35% компаний готовы вернуться в офисы в мае, еще 34% – в июне.