Что ждет Украину после списания долга: мнение экономиста

28 августа 2015, 13:04
Шведский специалист считает, что Киеву понадобится серьезная поддержка, а платить $3 млрд России – абсурдно

Переговоры о реструктуризации госдолга сопровождались "спектаклем". Коллаж: zn.ua

Частные владельцы украинских еврооблигаций общей стоимостью $19 млрд согласились на существенную реструктуризацию долга, которая даст Украине облегчение. Платежи по облигациям существенно снижены, срок уплаты продлен, а номинальная стоимость облигаций снижена на 20%.

Об этом в своей колонке для Atlantic Council пишет шведский экономист, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Андрес Аслунд.

Реклама

Он отмечает, что по данным МВФ, эта сделка уменьшила потребности Украины по финансированию долга минимум на $15 млрд в течение следующих четырех лет. "Это является огромным достижением для правительства Украины, который сумел заключить эту сделку без применения моратория на выплату долга", – пишет Аслунд.

"Необходимость уменьшения суммы государственного долга Украины возникла в начале этого года. 12 февраля МВФ одобрил предоставление Украине четырехлетней стабилизационного займа, т. н. Программы расширенного финансирования (Extended Fund Facility, EFF). 11 марта Рада директоров МВФ принял эту программу объемом $40 млрд, но предоставление этих средств оказалось проблематичным. Сам МВФ обязался предоставить $17,5 млрд. Было сделано оптимистичное предположение, что Всемирный Банк, другие международные финансовые организации и доноры предоставят еще $17 млрд, но в результате не было собрано около $15 млрд", – напоминает экономист.

Новый подход МВФ состоял в том, что Украина должна была заключить соглашение о реструктуризации долга в начале реализации EFF. 

Реклама

"Интересно, что одна компания владеет облигациями Украины на сумму $8 млрд (из общей суммы $19 млрд) – это компания Franklin Templeton из Сан-Франциско, которая была главой переговоров. Советником Украины во время переговоров была инвестиционная компания Lazards Freres", – отмечает Аслунд.

Franklin Templeton вложила так много средств в украинские облигации, потому что с их доходностью вряд ли могли сравниться любые другие ценные бумаги.

"Начальная доходность составляла в среднем 7,5%, но можно предположить, что многие из этих облигаций были приобретены на вторичном рынке со скидкой в половину номинальной стоимости и с доходностью более 20%. Соответственно, эта операция была удачной и владельцы облигаций могли принять определенный компромисс с должником", – считает экономист.

С самого начала Министр финансов Украины, Наталья Яресько, предлагала снизить номинальную стоимость облигаций на 40%, а кредиторы соглашались на серьезное снижение доходности и удлинение срока оплаты, но не были готовы принять снижение номинальной стоимости. Теперь они согласились снизить номинальную стоимость облигаций на 20%, что соответствует требованиям МВФ.

Реклама

"Можно предположить, что все высококвалифицированные участники переговоров с самого начала понимали, что эта цифра является разумной, но должны были устроить определенную спектакль перед подписанием соглашения", – пишет Аслунд.

Финал Украинской долговой саги выглядит большим успехом для всех сторон, отмечает экономист.

"МВФ изменил правила игры именно так, как он хотел. Кредиторы все равно получат неплохую выгоду. Украина облегчила свою долговую нагрузку и уже осуществила существенные изменения в своей фискальной системе, а также реализовала важные структурные реформы, в частности, в энергетике, банковской сфере и пенсионной системе. Ее бюджетный дефицит растаял на глазах, а текущий дефицит счетов исчез благодаря девальвации гривни", – перечисляет Аслунд.

Нужна новая помощь

Экономист подчеркивает, что теперь другие международные доноры должны обеспечить необходимые средства для преодоления дефицита финансирования на 2015 и 2016 гг.

"Главным донором должен быть Европейский Союз, безопасность которого сейчас защищают украинские солдаты. Украина критически нуждается в увеличении своих золотовалютных резервов с $10,4 млрд до $20 млрд для стабилизации гривни и либерализации правил валютного контроля", – считает Аслунд.

Вклад США также должен быть более существенным, пишет экономист. "Министр финансов Джек Лью предложил дополнительные кредитные гарантии в размере $1 млрд, но они должны составлять $2 млрд. Это дешевое финансирование, но Украина нуждается в его для своих золотовалютных резервов, а Конгресс США и большинство членов правительства США всегда очень благосклонно относились к Украине", – отмечает Аслунд.

"Это абсурдно, но Украина в декабре якобы должна заплатить России $3 млрд по еврооблигациям, которые Россия приобрела в декабре 2013 года, чтобы спасти бывшего президента Виктора Януковича. Почему Украина обязана платить агрессору?", – пишет экономист.

Украина уже подала ряд международных исков к России, касающиеся аннексии Крыма и потери государственного и частного имущества на полуострове. По мнению Аслунда, США и ЕС должны усилить санкции против России, предоставляя правовую и политическую поддержку Украине.

"Агрессор должен оплатить военные репарации так, как это был вынужден сделать Ирак после попытки аннексировать Кувейт в 1990 году", – резюмирует Аслунд.