Как гражданину Украины ездить на нерастаможенной иномарке, не нарушая законы

Практического смысла в растаможке авто старше восьми лет нет.

Начало 90-х, как известно, ознаменовалось бумом импорта старых иномарок из Западной Европы. За $500—1,5 тыс. вполне реально было приобрести на авторынке, к примеру, Германии, 10—15-летний Opel, VW или BMW и, пригнав его в Украину, "наварить" на продаже от 1,5 до 3 тыс. долларов. Увы, лавочку быстро закрыли. Защищая национальный автопром ("Таврии" и "Дэу" никто не хотел покупать) правительство в 1998-м году запретило ввоз автомобилей, старше восьми лет, а новые иномарки обложили пошлиной в 15—25%. В итоге Украина стала страной-лидером в Восточной Европе по дороговизне машин. И даже вступление страны в ВТО (с 2008 года) не изменило ситуации: ввоз авто старше восьми лет разрешили, но обложили акцизом, в разы превышающим цену машины. То есть практического смысла в растаможке таких авто нет.

Но, как выяснила "Сегодня", в законодательстве есть брешь, которую украинцы используют для того, чтобы ездить на нерастаможенных авто. Мы узнали подробности этой схемы.

Реклама

РАЗВОД ТАМОЖНИ И ГАИ

Доверенности перестали быть обязательными год назад. Казалось бы, страна уже должна была быть заполненной временно ввезенными авто, но на практике такие машины попадаются очень редко. Почему же лазейка не пользуется спросом?

Знакомый перегонщик на правах анонимности объяснил "Сегодня", что попытки использования нерастаможенных авто в прошлом году предпринимались, однако сотрудники Госавтоинспекции после остановки авто с иностранными номерами с украинцем за рулем, такие машины отбирали и доставляли на штрафплощадку. Либо приходилось откупаться — платить около $100. Важный нюанс — поводом для задержания авто всегда является нарушение таможенных правил, но сотрудники ГАИ во всех случаях везли машины к ближайшему подразделению таможни. А уже там инспектор Гостаможслужбы составлял на водителя протокол. А автомобиль задерживался до суда, правда, после суда тоже — во всех известных нашему собеседнику случаях суд принимал решение о конфискации автомобиля (за контрабанду).

Реклама

Вадим Володарский считает такие действия сотрудников Госавтоинспекции незаконными. "Закон "О милиции" не содержит положений, которые бы уполномочивали милицию следить за соблюдением таможенных правил. Более того, нарушение этих правил не является причиной для остановки транспортного средства инспектором ГАИ. А следовательно, он не может задерживать ни лиц, ни их имущество и куда бы то ни было его доставлять. Такие действия легко обжаловать", — считает эксперт. Сам же инспектор ГАИ протоколов за такого рода нарушения, по его словам, составлять не имеет права. То есть ключи от авто можно не отдавать, самостоятельно на штрафплощадку либо в таможню также можно не ехать. Фактически, водителей, которые откупались от гаишников, в этом случае просто "развели".

ПОСТАВЬТЕ АВТО НА УЧЕТ ЗА 2 МЕСЯЦА

Описанная схема езды на нерастаможенном автомобиле удобна, прежде всего, жителям приграничных областей, например, Закарпатской, Львовской, Волынской — договориться с иностранцем, живущем в соседнем селе по ту сторону границы, и раз в год приглашать его в гости, чтобы он выезжал на машине и затем ввозил ее в Украину обратно, никаких сложностей нет. Однако, чтобы не возникало проблем, нужно учесть, что такие автомобили в обязательном порядке в течение 2 месяцев после ввоза нужно зарегистрировать в ГАИ (согласно ч. 5 ст. 11 ЗУ "О порядке ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств..."

Реклама

Если этого не сделать, у ГАИ будет повод задержать автомобиль и доставить его на штрафплощадку. Но если машина зарегистрирована, никаких проблем, пока не прошло 12 месяцев, возникать не должно. Машину можно купить в Германии (там лучшие цены и выбор в ЕС), зарегистрировать на словака или поляка, который на этом авто заедет, а назад отправится автобусом. Прозвон по объявлениям показал, что небогатые братья-славяне с радостью оказывают такую услугу за 100—200 евро (особенно легко договориться с поляками).

Но вот что делать, если иностранец один раз ввез авто, отправился к себе на родину и больше не выходит на связь? Вадим Володарский объясняет, что на этот случай можно попросить у иностранца оформить на себя доверенность — закон не запрещает представлять интересы иностранца на таможне, в том числе и по вопросам оформления товаров (в данном случае автомобиля). "Правовых оснований для отказа в декларировании транспортного средства, равно как и, при необходимости, в других действиях с ним, не будет", — считает юрист.

КАК ПРОДАТЬ НЕРАСТАМОЖЕННОЕ АВТО

Во всей описанной схеме ухода от налогов это, пожалуй, самый узкий момент. Дело в том, что собственником авто является иностранец, соответственно, продавать его имеет право только он — сразу смиритесь с тем, что нужно выезжать для отчуждения за границу и производить процедуру растаможки (имеет смысл, если машина младше 8 лет) для продажи на украинском рынке. Чисто теоретически авто можно попытаться продать и на одном из авторынков Польши, но машины после пробега по Украине мало кому интересны.

ЛАЗЕЙКА В ЗАКОНЕ

Согласно ст. 11 ЗУ "Про порядок ввоза в Украину, таможенного оформления и налогового обложения личных вещей, товаров и траспортных средств...", на территорию Украины разрешен временный ввоз автомобилей, но только нерезидентам страны для личных потребностей и на срок до одного года. Вроде бы все понятно и однозначно: водитель-иностранец показывает на границе техпаспорт, в котором указано, что машина зарегистрирована, например, в Польше, подписывает обязательство в течение года вывезти авто из страны, а также знакомится с содержанием вышеупомянутой статьи, где прописан запрет передавать авто во владение или пользование другим лицам.

Однако адвокат Вадим Володарский, который специализируется на защите прав автомобилистов, указывает на то, что в данный момент закон не запрещает иностранцу передавать управление своим авто водителю-украинцу — с юридической точки зрения понятия "управление авто" и "использование авто" являются разными. В предыдущие годы коллизии не возникало — чтобы получить право на управление машиной, водитель должен был взять у собственника-иностранца доверенность — своего рода "договор займа", дающего право на пользование авто. Но согласно упомянутому выше закону, иностранец ее выдать не мог.

Все изменилось в прошлом году с отменой доверенностей. "Теперь никаких документов о передаче управления не требуется. Собственник дал другому водителю ключи и техпаспорт — и тот может законно ездить. Никакого "договора займа" не существует, — считает эксперт, — Все законно".

ПРИМЕР ИЗ ЖИЗНИ

Несмотря на то, что для управления нерастаможенным автомобилем с юридической точки зрения препятствий нет, приведенный ниже пример из Единого реестра судебных решений, демонстрирует, что будь водитель с точки зрения закона хоть 100 раз прав, все равно нет никакой гарантии, что машину не отберут.

В ноябре 2011-го гражданин Литвы Б. попросил своего коллегу С. (тоже литовца), который выезжал из Вильнюса, приехать в Киев на автомобиле, принадлежащем Б. Тот так и сделал — приехал в Украину, оформил временный ввоз и передал машину законному владельцу. Но ездить по нашим дорогам у литовца вышло недолго — патруль ГАИ задержал авто на штрафплощадку. Основанием стало то, что машиной управлял не человек, ввозивший ее в Украину, а владелец. Якобы литовец должен был получить на это разрешение таможенных органов. Сложно понять, какое отношение госавтоинспекция имеет к таможне, но факт остается фактом — задержание произвели именно инспектора ГАИ, которые и передали машину таможенникам. Каким образом им удалось выяснить, кто ввозил автомобиль — загадка (скорее всего, по своей европейской наивности, литовец сам рассказал). Таможенники в свою очередь составили протокол о нарушении таможенных правил, предусмотренных ст. 336 Таможенного кодекса, техпаспорт изъяли, а авто поставили на штрафплощадку. Надежда на суд также не оправдалась — автомобиль конфисковали. Суд апелляционной инстанции лишь заменил конфискацию на крупный штраф.

Читайте часть 2. Нерастаможенное авто: аргументы для ГАИ и суда

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Помощь во время войны
Больше новостей
Финанс-дайджест
Больше новостей
Industry
Больше новостей
Квартирный вопрос
Больше новостей
Время зарабатывать
Техно
Больше новостей
Коммуналка
Больше новостей
Наши деньги
Больше новостей
Война в Украине
Больше новостей
Money-лайфхакер💰
Главное о деньгах
Все новости
Последние новости
Показать еще
Валюта
Курс доллара в кассах банков (покупка/продажа)
1
ПУМБ ПУМБ
35.8/36.3
2
ПриватБанк ПриватБанк
35.5/36.3
3
Ощадбанк Ощадбанк
35.7/36.15
4
Райффайзен Банк Райффайзен Банк
36.4/37.1
5
Укрэксимбанк Укрэксимбанк
36.2/36.7
6
Альфа-Банк Альфа-Банк
35.5/36.7
7
Укргазбанк Укргазбанк
35.4/36.4
8
Универсал Банк Универсал Банк
35.4/36.9
9
OTP Bank OTP Bank
31.95/35.0
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
53,45
52,91
52,82
27,61
55,40
53,40
54,40
26,89
56,40
54,40
53,79
28,14
56,49
54,96
54,95
27,76
56,99
55,99
56,68
28,98
59,88
56,91
56,99
28,79
59,99
57,99
57,99
29,47
59,99
57,99
57,99
29,48
60,99
59,99
59,99
29,48
-
51,50
51,01
26,95
Отставка Бориса Джонсона
Новая обложка The Economist
Рейтинг цен
Сколько стоит жилье в новостройках Киева (грн за м²)
1
Печерский Печерский
90 592
2
Шевченковский Шевченковский
57 791
3
Оболонский Оболонский
54 494
4
Подольский Подольский
51 178
5
Голосеевский Голосеевский
46 989
6
Святошинский Святошинский
36 659
7
Днепровский Днепровский
35 882
8
Дарницкий Дарницкий
35 881
9
Деснянский Деснянский
35 364
10
Соломенский Соломенский
31 688
Прогноз 🔑
ТОП-5 в сфере IT
Востребованные специальности
Программирование

Программирование

Инженер

Инженер

Системы управления предприятиями

Системы управления предприятиями

Web-инженер

Web-инженер

Web-мастер

Web-мастер

Актуальные предложения 🔥
Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Must Know
Штрафы для владельцев животных в Украине

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак опасных пород без намордника — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Выгул собак в запрещенных местах — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Неубранные за животным экскременты — от 170 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Нанесение животным вреда имуществу или здоровью человека — от 1700 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн

Издевательство над животным — от 3400 грн
Детальнее
Классы жилья
В чем отличие?
Эконом

Обычно это типичные многоэтажки без чрезмерных архитектурных решений, похожие друг на друга, но их основная задача – универсальность и обеспечение квартирами как можно большего количества людей. В Киеве средняя цена за квадратный метр в "экономе" составляет 27 тыс. грн.

Комфорт

В таких домах предусмотрены зоны для хранения детских колясок или велосипедов, есть гардеробные, охрана на территории, улучшенная детская площадка и паркинг. В Киеве за такие квартиры в новостройках просят в среднем 35,3 тыс. грн за кв. м.

Бизнес

В новостройках есть большие подземные паркинги с одним паркоместом на квартиру. Обычно такие здания охраняются, есть консьерж, улучшенные детские площадки, а по уходу за территорией нанимают садоводов. Жители столицы в среднем платят 57,7 тыс. грн за квадратный метр в такой квартире.

Элит

Над дизайном жилья работают приличные дизайнеры. Территория охраняется, а паркоместа обустраивают с запасом. В таких жилых комплексах строят теннисные корты, бассейны, супермаркеты, частные школы и т.д. В Киеве один квадратный метр такого жилья стоит в среднем 98,8 тыс. грн.

1 /2
Все о квартирах
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

62996.23

Dogecoin (DOGE)

0.15

Ethereum (ETH)

3070.5

Litecoin (LTC)

79.27

Ripple (XRP)

0.5

Наша экономика
5 главных цифр
1
Потребительская инфляция Потребительская инфляция
18%
2
Учетная ставка Учетная ставка
25%
3
Официальный курс евро Официальный курс евро
29,7 грн
4
Официальный курс доллара Официальный курс доллара
29,25 грн
5
Международные резервы Международные резервы
$22,8 млрд
Знать больше💡

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять