Євросоюз схвалив український план реінтеграції ОРДЛО, фото avto-polis.kiev.ua
Євросоюз готовий надати Україні новий пакет макрофінансової допомоги на 1 млрд євро. Але не безкоштовно. Це буде кредит під низькі відсотки, попередньо на 12 років, який виділять двома траншами по 500 млн євро. Але отримати гроші Україна зможе тільки після виконання вимог МВФ: Брюссель пов'язав нову програму макрофінансової допомоги з умовами Фонду, які Київ має виконати для отримання чергового траншу. А в списку МВФ вже відомі вимоги з антикорупції, приватизації та підвищення цін на газ. Плюс, Євросоюз може включити в список умову щодо зняття мораторію на експорт лісу кругляка. Багато в чому через це в листопаді минулого року Україна втратила третій транш попередньої макфрофінансової допомоги ЄС на 600 млн євро. Але, мабуть, головними вимогами залишаються прийняття закону про Антикорупційний суд з рекомендаціями Венеціанської комісії та впровадження автоматичної системи перевірки е-декларацій топ-політиків і чиновників .
Про новий пакет макрофінансової допомоги ЄС стало відомо ще в кінці листопада минулого року . Після переговорів з президентом Єврокомісії Жан – Клодом Юнкером на саміті Східного партнерства в Брюсселі Петро Порошенко заявив "про дуже амбіційний проект макрофінансової допомоги на 2018-2019 рр.".Тоді український президент повідомив , що обсяг нового пакета буде аналогічним попередньому – 1,8 млрд євро , який ми отримаємо трьома траншами , починаючи з січня цього року .
"Помощь была поделена на три транша по 600 млн евро. Первые два Украина получила с опозданием и немного авансом, так как не все согласованные в меморандуме между украинским правительством и ЕС требования были выполнены. Последний транш мы так и не получили – Украина не выполнила четыре достаточно серьезных требования. Я выделю два: автоматизация проверки е-деклараций и снятие моратория на экспорт леса-кругляка. Нельзя сказать, что остальные были недостаточно важными, просто они были не такими серьезными. Еще один важный момент заключался в том, что срок действия этой программы, который истекал в ноябре прошлого года, ЕС не мог продлить, поэтому Брюссель отказал и показал Киеву, что не все будет даваться просто так", – сказал сайту "Сегодня" Леонид Литра.
"Новые условия все еще находятся на стадии рассмотрения. Официальное предложение Европейской комиссии появится в последующие несколько дней, в первой половине марта, и очевидно, что условия, которые не были выполнены, будут приняты во внимание. Я не могу сказать в какой форме. Мы это увидим. Понятно, что мы продолжим обсуждать с нашими украинскими партнерами вопрос моратория на экспорт леса-кругляка, но я не могу сказать, будет ли снова это условие, так как это обсуждается в Брюсселе", – ответил сайту "Сегодня" Хьюг Мингарелли.
Но уже точно известно, что предоставление нового пакета макрофинансовой помощи ЕС на 1 млрд евро связали с программой МВФ. По словам заступника керівника головного директора Єврокомісії з питань розширення і сусідства Катаріни Матернової, виділення Україні наступного траншу МВФ або хоча б лист від Фонду стане мотивацією для надання Києву макрофінансової допомоги ЄС .
"Мы подошли к важному этапу – это позитивная оценка коллективного органа, членов Еврокомиссии. Мы говорим об 1 млрд евро, но оценка Еврокомиссии – это только первый шаг. У нас есть страны-члены, Европейский парламент, они тоже должны сказать "да". Но также, что очень важно, для выделения макрофинансовой помощи мы должны иметь либо письмо от МВФ, либо действующую программу с МВФ. Как только Украина сможет получить следующий транш МВФ, это будет мотивацией для нас", – объяснила Катарина Матернова.
"Это важно, поскольку, как и ранее нельзя будет продлить дедлайн по получению этих денег. Поэтому если в середине этого года откроется новая программа макрофинансовой помощи, новые требования ЕС Украине нужно выполнить до середины следующего года. Есть разные мнения о том, какими будут условия получения этих двух траншей. В Еврокомиссии есть круг людей, которые считают, что должны остаться невыполненные Украиной требования по получению 600 млн евро в прошлом году. Но есть и мнение, что не нужно сильно давить на Украину, которая вступает в предвыборный период, когда Киев не сможет сделать все из евросоюзовского списка требований", – подытожил Леонид Литра.
За словами старшого економіста CASE Ukraine Володимира Дубровського , це абсолютно нормальна і поширена практика , коли програми допомоги ЄС і МВФ об'єднують . Експерт зазначає , що до наступного року Україна повинна підійти , маючи повноцінні відносини з МВФ ,оскільки на 2019 й доводиться пік виплат за зовнішніми боргами . Раніше сайт "Сегодня" вже повідомляв, що тільки в 2018 році МВФ , іншим іноземним кредиторам і по внутрішніми борговими зобов'язаннями України потрібно виплатити близько $ 9 млрд.
"Во-первых, это антикоррупционный суд (в четверг 1 марта Рада в первом чтении приняла президентский законопроект "О Высшем антикоррупционном суде – Авт.). Во-вторых, приватизация (вчера президент подписал соответствующий закон – Авт.). Да, принят закон, но я думаю, МВФ захочет увидеть результаты. И в-третьих, пересмотр цен на газ, потому что цена на мировом рынке выросла, а соответствующая цена в Украине не выросла. Но это политически очень чувствительный вопрос и пока что его решение отложили до конца отопительного сезона, чтобы это не вызвало бурю возмущений в обществе. А до следующего отопительного сезона возможно нефть подешевеет и газ соответственно тоже", – сказал сайту "Сегодня" Владимир Дубровский.
У бесіді з сайтом " Сегодня" Олена Галушка з Центру протидії корупції нагадала , що за частиною антикорупційних вимог МВФ і ЄС мова йде не просто про прийняття закону про Антикорупційний суд . Потрібно прийняти закон , який буде включати рекомендації Венеціанської комісії . А взагалі по частині антикорупції було дві ключових умови , які Україна не виконала і відповідно не отримала 600 млн євро третього траншу попереднього пакету макрофінансової допомоги .
"Во-первых, это внедрение автоматической системы верификации электронных деклараций украинских чиновников. Одним из условий безвиза был запуск системы е-деклараций. То есть, в вопросе прозрачности у нас прогресс есть. Теперь вопрос в том, как привлекать к ответственности, как адекватно проверять доходы и имущество, которые задекларировали чиновники? На сегодняшний день НАПК это делает вручную, что занимает много времени. Проверено чуть больше 100 деклараций, тогда как всего их подано более 1,3 млн. Суть верификации е-деклараций в том, чтобы система сама проверяла информацию в е-декларациях и сверяла их со сведениями из других реестров и выявляла потенциальные зоны рисков. Украина обязалась внедрить автоматическую систему проверки е-деклараций, но прогресса в этом пока нет", – рассказала сайту "Сегодня" Алена Галушка.